Особенности гендерного воспитания

11 ноября 2016 / просмотров – 655
Чижик

В последнее время многие родители стараются растить мальчиков и девочек одинаково – мол, долой шаблоны. Покупают им одежду унисекс, универсальные игрушки, применяют одни и те же методы воспитания. Но ведь разнополые дети так не похожи друг на друга! И не только физически. Они по-своему мыслят, чувствуют, воспринимают окружающий мир, развиваются. В конце концов, в жизни у них различные роли и функции. А значит, и воспитывать будущих матерей и защитников Отечества нужно по-разному. Или нет? Попробуем разобраться.

По мнению психолога-консультанта, руководителя центра системной психологии «Оптимизм» Виктории Рябовой, основная воспитательная линия в отношении детей обоего пола едина – понять желания и потребности чада, научить осознавать их и регулировать, а также нести ответственность, принимать решения и так далее. Но все же есть свои нюансы.
«Из линеек и батареек»
Как же воспитывать мальчика? Подумайте, какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой? Скорее всего, сильного, смелого, решительного, самостоятельного, ответственного. Так вот, таким его сделают только трудности, которые он преодолеет в жизни. Поэтому перестаньте бегать за сыном с шапочкой и носовым платочком, носить за него портфель, защищать в детских ссорах. Ему необходима не ваша забота, а любовь-доверие. Чаще предоставляйте ему возможность самому пройти какие-либо испытания – походы, спортивные состязания, олимпиады – всего этого должно быть много. При этом говорите: «Я в тебя верю, сынок! Ты справишься!», чтобы он и сам верил в свои силы.
Хвалите за поступки и достижения и ни в коем случае не критикуйте за поражения – «Главное, ты пытался. Я удивляюсь твоему упорству!»
«Укрепляйте сына трудом, в том числе по дому, и не стесняйтесь с малых лет просить у него помощи – донести сумку, погулять с собакой и так далее, – советует Виктория Борисовна. – Не забывайте благодарить – так у него сложится ощущение, что помогать другим – это здорово».
И последнее: помните, мать не научит сына отжиматься на кулаках, отражать удары, разводить костры, ставить палатки. Поэтому ему просто необходимы мужские авторитеты. Если у сына нет возможности общаться с отцом, найдите человека, на которого он сможет равняться – дедушку, дядю, брата или, к примеру, тренера. «Раньше, до революции, для этого даже специально нанимали гувернера, – рассказывает Виктория Рябова. – Тот учил мальчиков фехтованию, верховой езде, иностранным языкам, благородным манерам – в общем, всему тому, что отличает истинного дворянина».
«Из цветочков и звоночков»
С девочками все по-другому. Чтобы из нее не вырос «солдат в юбке», с малых лет ее нужно одевать во все «девчачье». «Это не обязательно должны быть бантики и рюшки, – говорит Виктория Борисовна. – Женственной может быть и удобная, приятная к телу одежда, даже спортивный костюм. Пусть она играет в дочки-матери, куклы и плюшевых медвежат, плетет украшения из бисера…»
Не заставляйте ее все время «думать головой» и «покорять Эвересты». Культивируя в дочке мужские качества, которые противоречат ее природе, – чрезмерную целеустремленность, активность, решительность, предприимчивость, способность быть лидером – вы «подарите» ей кучу психологических и физических проблем. Но говорить ей, что она ни на что не способна и ее место у плиты, тоже не нужно. Все хорошо в меру.
Ограждайте ее от всего плохого, не сваливайте на нее слишком много обязанностей, провожайте в школу и встречайте после уроков, в общем, растите ее, как экзотический цветок, – в тепличных условиях, очень трепетно и нежно. Так вы поднимите ее самооценку, что станет ее лучшей защитой в жизни – это не позволит ей выйти замуж за кого попало, терпеть по отношению к себе жестокость и так далее.
Чаще хвалите. В отличие от мальчика, не за поступки, а просто так (пусть она знает, что ценна сама по себе). Не бойтесь, дочка не зазнается. А вот если вы будете молчать о том, что она бриллиант, она так и будет всю жизнь считать себя булыжником.
Больше рассказывайте ей о семье: как правильно построить отношения, чтобы они были наполнены теплотой и радостью, какое это счастье быть матерью. Научите ее рукоделию, танцам, музыке, уходу за собой, всем женским секретам и хитростям. И пусть она будет счастлива.

Справка «ГЧ»

МУЖЧИНЫ НЕ ПЛАЧУТ?
Если вы мама мальчика, смело сбрасывайте с «парохода современности» такие стереотипы, как «мужчины не плачут и не танцуют». Слезы, если это не истерика и они идут от души, приносят облегчение. Поэтому не стоит запрещать сыну выражать свои эмоции. Лучше поддержите ребенка, а затем вместе приступите к поиску решения проблемы. Что касается танцев, по словам Виктории Борисовны, они развивают психическую гибкость, благодаря которой мужчине проще находить выходы из сложной ситуации. «Вопреки распространенному мнению, для мальчиков не так важны занятия «брутальными» видами спорта, – поясняет специалист. – Главное – как можно больше вращаться в мужской среде».

Справка «ГЧ»

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
• при всех изменениях среды физически больше страдают представители сильного пола. Но у них все же есть выход: отыскать другое место обитания или, например, изобрести что-то, что улучшит их качество жизни. Именно поэтому самцы склонны к так называемому поисковому поведению. Они быстрее соображают в сложных ситуациях, чаще предлагают нетрадиционные решения и готовы идти на риск.
• женщины обычно лучше выполняют типовые, шаблонные задачи, где требуются тщательность и проработка деталей, отсюда, как правило, и хорошая успеваемость в школе.
• у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственно-временной ориентации, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, наблюдается уже в шестилетнем возрасте, тогда как у девочек ее иногда нет даже к тринадцати годам.
• девочки, как правило, предпочитают большой компании общение с одной-двумя подругами. А мальчики, напротив, любят коллективные игры. Это положение, к слову, сохраняется, и когда они вырастают.
• мальчишкам для их полноценного психического развития требуется большее пространство. Зачастую, если его мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкафы и так далее.
• девочки рождаются физически более зрелыми – примерно на 3–4 недели. Они в среднем на 2–3 месяца раньше начинают ходить и на 4–6 – говорить. К начальной школе разница в биологическом возрасте равняется уже одному году. А к периоду половой зрелости она достигает примерно двух лет.

Ирина Красовская
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели