Насколько приспособлен Воронеж для людей с ограниченными возможностями

21 апреля 2016 / просмотров – 945
Городская жизнь

В нашем регионе живут более 240 тысяч граждан, имеющих инвалидность. Это почти каждый десятый – колоссальная цифра! Многие из них колясочники, кто-то имеет проблемы со слухом или зрением… Однако мы почти не сталкиваемся с ними на улицах, в транспорте, в кинотеатрах и торговых центрах, в школах и институтах. Невольно начинаешь задумываться, почему так происходит, созданы ли в городе необходимые условия для этих людей. Корреспонденты «ГЧ» решили это выяснить и вместе с представителями Воронежского городского отделения «Всероссийского общества инвалидов» отправились в рейд по столице Черноземья.

«А так бы хотелось провожать дочку в школу!»
Отправной точкой нашего «мини-путешествия» стал подъезд одной из городских девятиэтажек в Советском районе, где живет Валерия Ражева. Из-за последствий ДЦП два года назад девушке пришлось сесть в коляску (до этого она передвигалась на костылях), и тут Лера столкнулась с первыми по-настоящему серьезными трудностями. «Дом старый, еще советских времен, – сетует муж Валерии Сергей, – и лифт совершенно не подходит для маломобильных граждан: расстояние между дверцами мизерное – чтобы заехать, приходится сжимать коляску с боков; глубина – тоже оставляет желать лучшего – жена упирается коленями в заднюю стенку кабины».
А дальше идет куча «непреодолимых» порожков и… лестница. По словам Сергея, Леру вместе с коляской приходится тащить буквально на себе. Это с учетом того, что недавно в подъезде сделали пандус – сначала из листа фанеры («Отличное» решение, – замечает мужчина, – после первого же дождя его можно было выкинуть»), затем добротный, железный, раскладной, чтобы другим жильцам не мешал. Правда, пользоваться им невозможно: «Во-первых, угол неправильный. Во-вторых, коляска просто не входит, расстояние между колесами не то», – жалуется Лера.
На крыльце у подъезда нашу героиню поджидают еще три «предательские» ступеньки, так что самостоятельно выбраться из дома она не может. «А так бы хотелось провожать дочку в школу! Она как раз в этом году пошла в первый класс», – говорит Лера.

То пульт уронил, то пыль вытирал…
Вместе с Валерией и еще одной жительницей Воронежа – Татьяной Богдановой, много лет назад потерявшей зрение (сказалось наследственное заболевание – дистрофия сетчатки), мы едем тестировать пешеходные переходы, оборудованные специальными платформами для людей с ограниченными возможностями здоровья.
По словам Тани, зимой в одном из таких переходов, недалеко от Воронежского института МВД России, ее знакомому, тоже незрячему, отказались помочь перейти дорогу. Сказали, что не колясочник, а значит, справится сам.
На этот раз оператор платформы, видимо, заметив нашу делегацию издалека, ценных указаний не давал и сразу предложил свои услуги. «Подъемник» специалист смог разложить только с третьего раза: «Механизм нормальный, – отмечает мужчина, – просто пока шел, пульт уронил». А это оборудование, стоит отметить, стоит 1,5 миллиона рублей! Кроме того, на коляске для перевозки не оказалось подставок под ноги. Поинтересовались, почему. «А-а-а! Вот они. Только не прикручиваются… Вероятно, не в мою смену сломали», – уточнил оператор.
В итоге с горем пополам дорогу мы «перешли». Это заняло у нас более 40 минут (оператор не торопился).
Затем мы направились к «подземке» на 9-м километре, у «Олимпика». В августе прошлого года здесь не работала кнопка вызова. С того времени все починили. Более того, пересечь дорогу нам удалось практически с «ветерком» – минут за 25. Все прошло гладко и в наземном переходе у Военного городка. Единственное, к нему трудно подъехать – везде высокие, «неприступные» бордюры.
А вот переход на Московском проспекте, 145, подвел. Ждали оператора минут 15, но он так и не вышел. Тогда мы поднялись к нему сами. В кабинке на полную громкость был включен телевизор, шумел калорифер… «Вы звонили? А я и не слышал, – признался мужчина. – Пыль в переходе вытирал».

«Все бегут-бегут-бегут, а мы стоим»
Последним «пунктом программы» стал городской транспорт. Завидев Леру на коляске, одни водители «низкополок» парковались подальше от нас и упорно не замечали, как мы им машем рукой, другие просто отказывались открывать пандус или говорили, что не умеют этого делать. Минут за 30 нам повезло лишь единожды – на «борт» нас взял народный автобус № 14.
Но даже здесь нас ждал неприятный «сюрприз»: не объявлялись остановки. Как нам пояснили, автобус обычно ездит по другому маршруту, так что имеющаяся запись не подходит, а микрофон не работает. «И что делать приезжим и нам, инвалидам по зрению, – негодует Татьяна Богданова, – как ориентироваться в городе? Согласно пункту 2.2 Правил пассажирских перевозок, водитель обязан четко и ясно объявлять остановку и пункт, следующий за ней. Кричать на всю маршрутку: «Оплатите проезд!» они могут, а это нет. Обидно», – резюмирует девушка.
Кстати, по словам Татьяны, с ноября месяца она с группой единомышленников регулярно направляет жалобы в прокуратуру. «Сначала нам давали пустые отписки. Но в последнее время ситуация сдвинулась с мертвой точки. За несоблюдение правил пассажирских перевозок, упомянутых выше, водителей стали наказывать, одного даже уволили… Конечно, я не за карательные меры, но, знаете, объявлять остановки в транспорте стали чаще».

Справка «ГЧ»

С 1 января этого года, согласно статье 17 ФЗ № 419, доступность вновь возводимых зданий, в том числе многоквартирных домов, для маломобильных групп населения попала под государственную защиту. В документе прописаны не только общие требования к обустройству прилегающей территории, входных площадок, но и коридоров, дверных проемов домов и даже самих квартир.

Справка «ГЧ»

Для формирования беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной инфраструктуры, повышения доступности и качества реабилитационных услуг в регионе уже четвертый год реализуется госпрограмма «Доступная среда». Общий объем финансирования за 2013–2015 годы составил около 500 миллионов рублей, более половины из которых поступили из федбюджета.

Экспертное мнение

Для того чтобы узнать, что конкретно планируется сделать в Воронеже для людей с ограниченными возможностями в 2016 году, мы обратились в департамент социальной защиты Воронежской области.
Екатерина НОВИЦКАЯ, замруководителя ведомства:
– В 2016 году в 65 учреждениях социальной защиты, культуры, здравоохранения, занятости населения, транспортной инфраструктуры, физкультуры и спорта области будут проведены мероприятия по благоустройству зданий и прилегающих территорий для беспрепятственного доступа инвалидов, изготовлению входных и межэтажных пандусов, поручней, оснащению мест общего пользования специальными устройствами, оборудованию помещений расширенными дверными проемами, звукоусиливающей аппаратурой, информационными табличками с рельефно-точечным шрифтом Брайля, информационными табло, кнопками вызова «помощника», созданию специально отведенных парковочных мест. Два учреждения культуры оснастят спецоборудованием для организации досуговых мероприятий: планируется приобрести электронный стационарный увеличитель с функцией читающей машины «АУРА» и монитор для слабовидящих и незрячих людей. Также в планах – сделать субтитры к телевизионным программам.

Экспертное мнение

Владимир КУШТАЛОВ, главный инженер Центра Галереи Чижова:
– В Центре Галерея Чижова предусмотрена доступность маломобильных групп населения с учетом требований нормативной документации: это пандусы на пересечении тротуаров с проезжей частью автодорог; специальное покрытие пешеходных дорожек и тротуаров – без насыпных и крупноструктурных материалов; пандусы при входах; широкие входные двери с порогами в два сантиметра и глубиной тамбуров не менее 1,5 метра; отдельные места подземной парковки; удобные широкие лифты, траволаторы. Кроме того, по ходу движения нет перепадов высот, уступов и других препятствий, на всех этажах обеспечен доступ ко всем помещениям общественного назначения. В общем, руководство Центра максимально заботится о своих посетителях, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

С места событий

Татьяна БОГДАНОВА, жительница Воронежа, много лет назад потерявшая зрение:
– В последнее время так много делается для людей с ограниченными возможностями, выделяются огромные средства… А, на мой взгляд, нужно просто навести порядок. Чтобы были ровные тротуары и чтоб машины парковали в положенных местах. Светофоры должны быть все со звуковым сигналом, потому что неизвестно, где мне или другому инвалиду по зрению завтра понадобится пройти. Отдельная «песня» – общественный транспорт. Водители высаживают во втором или даже в третьем ряду. Выходишь – и упираешься прямо в машину, которая еще и трогается. Также, по моему мнению, нужно вплотную заняться специализированными образовательными учреждениями города. Там совершенно не учат ориентироваться в пространстве, владению белой тростью.

С места событий

Татьяна БЕЛЯЕВА, председатель воронежского городского отделения «Всероссийского общества инвалидов»:
– К сожалению, мы делаем точки, а системы нет. Может быть сделан отличный пешеходный переход, оборудованный для инвалидов, и при этом совершенно отсутствовать пути подъезда к нему, отсюда, на мой взгляд, и все проблемы. Хотя, стоит отметить, что в последние годы многое изменилось к лучшему. Например, в музее Крамского появилась платформа и можно подняться на второй этаж, театры и концертные залы «обзавелись» пандусами. Новые здания стали делаться за подписью специалиста по доступной среде. Так, появились спорткомплекс «Звездный», что в парке «Танаис», Центр Галереи Чижова. Они действительно сделаны для людей с инвалидностью – и находиться в них одно удовольствие.

Ирина Красовская
239-09-68
36glch@gmail.com
Александр Томилин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели