Маленький разрушитель
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Маленький разрушитель

20 октября 2012 / просмотров – 4155
Чижик
Когда малыш рвет книжки, ломает свои и чужие игрушки, куличики и песочные замки, родителям необходимо, прежде всего, выяснить причину столь неудержимой тяги. И только потом принимать адекватные меры.

«В два года ребенок начинает свою исследовательскую карьеру. Он познает мир. Малышу надо знать, из чего сделан предмет, как работают бытовые приборы или его собственные игрушки. При этом все ломается, разрывается и бьется, а родители, конечно, приходят в отчаяние, подсчитывая убытки, – говорит эксперт рубрики педагог-психолог Нина Гладских. – Ребенок просто не может оценить стоимость предмета и его значимость для взрослых. Ситуация усугубляется и тем, что он еще не в состоянии различать хорошие и плохие поступки, поэтому не ограничивает себя. И объяснять малышу, что он делает «неправильно», конечно, функция родителей».

Когда желания не совпадают с возможностями
Двухлетний ребенок все ломает, потому что в процессе познания окружающего мира он нетерпелив. «Мелкая моторика у малыша несовершенна, он торопится, не может сделать верных движений. И, конечно, ему не нравится несоответствие желания и результата. Он прилагает усилие – и игрушка сломана, – поясняет Нина Гладских. – Для того чтобы малыш научился дозировать силу, соотносить скорость действий и расстояние между предметами, должно пройти какое-то время. Если у ребенка что-то не получается, он начинает нервничать. В этот период нужно обязательно предложить свою помощь или переключить его внимание на какую-то другую деятельность».

Последствия тотальных запретов
Зачастую ошибка родителей заключается в том, что, контролируя каждый шаг своего чада, они превращают окружающий его мир в сплошное «нельзя». «Если ребенку запрещать очень многое и не давать возможности действовать, он начинает протестовать и крушить все вокруг, – отмечает эксперт рубрики. – Взрослым лучше убрать дорогие вещи, спрятать в недоступное место, чтобы малыш даже не видел, где находятся эти предметы. Речь идет о ювелирных изделиях, часах, бытовой технике, то есть обо всем, что, по мнению родителей, ребенку не надо давать в руки. Главное – чтобы малышу было понятно, почему это запрещают». Надо объяснять ему, что тонкая золотая цепочка, к примеру, может легко порваться, хрупкая фарфоровая чашка – разбиться.
Отказ от исследования того или иного предмета ради любимых родителей и бабушки с дедушкой, требует от ребенка большого усилия воли. Поэтому пользоваться этим слишком часто тоже нельзя.

Разумные пределы для исследований
Итак, наиболее распространенными мотивами маленького разрушителя являются его склонность к исследованиям и вполне объяснимое детское нетерпение.
«Обыкновенное любопытство может быть опасно для самого ребенка, – говорит педагог-психолог. – Поэтому родителям следует, проявляя предусмотрительность, убирать мелкие, острые предметы, упаковки с лекарствами – все, что может представлять опасность для здоровья малыша».

Дефицит родительского внимания
Когда, миновав двухлетний возраст и перейдя на другой уровень развития, ребенок продолжает крушить все вокруг, следует более тщательно проанализировать ситуацию. «Если малыш начинает ломать игрушки и другие предметы именно в тот момент, когда вы разговариваете по телефону или заняты работой, значит, он стремится привлечь к себе ваше внимание, – поясняет эксперт. – Ребенок хочет быть с вами постоянно, все время ощущать заботу и ласку. С этой целью он может даже манипулировать родителями. Малыш знает: если он начнет чем-то громыхать, мама обязательно прибежит. Пусть станет ругать, но будет рядом».

Уважайте желания своего ребенка!
По словам педагога-психолога, ребенок ломает иногда те игрушки, которые его просто не устраивают. Бывает, мама с папой, не наигравшись в детстве, покупают то, о чем они когда-то мечтали. А их малышу эта забава может быть не интересна, и он быстро ломает подаренную ему фарфоровую куклу или радиоуправляемую машинку.

  «Ребенку нужен свой мир, где он может жить самостоятельно», – говорит педагог-психолог  

– Чтобы родители не огорчались, ребенку, склонному к разрушению, лучше купить конструктор (их сейчас много – пластмассовых, магнитных). Дети сами создают и очень берегут свои изделия. Если во время игры что-то отломалось, можно починить. Малыша это вдохновляет, он осознает себя более взрослым, проникается самоуважением, – отмечает Нина Гладских.

Свой мир и его границы
Конфликты нередко возникают, если родители убеждены: малыш должен ценить то, что ему подарено. Но ребенок в возрасте двух-четырех лет, даже выслушав объяснения мамы, еще не в состоянии осознать, сколько вложено труда, заплачено денег. «Такое понимание придет немножко позже. Чтобы ускорить этот процесс, малышу самому нужно что-то создавать, – поясняет эксперт. – Девочки часто стригут своих кукол и из шикарных платьев делают мини-сарафаны, потому что хочется самостоятельно их изменить. Родители думают, будто все знают: как должен играть ребенок, что кушать и чем заниматься. А у малыша свой мир. И у него должны быть свои границы».

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Нина ГЛАДСКИХ, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»:
– Когда ребенок выходит на прогулку, он начинает знакомиться с окружающим миром, своими ровесниками. И в этом процессе тоже есть определенные периоды.
Дети в возрасте с года до полутора лет – созерцатели, они еще не умеют действовать сами. Мама берет карапуза за ручку, а он ходит вокруг песочницы и наблюдает, как играют другие.
Малыши с полутора до четырех лет – «копатели». Когда есть песок, лопатки, игрушки – ребята начинают созидать. Но среди них обязательно найдется и тот, кто будет разрушать. Эти процессы одинаково привлекательны для ребенка: построить вместе с родителями огромный замок и тут же наступить на него – с удовольствием! Мама и папа огорчаются, а карапуз радуется. Это вполне естественное для него поведение.
«У младших школьников очень хорошо развита фантазия. И часто мальчишки берут нужные для мамы вещи или папины инструменты, чтобы сделать, к примеру, киль для корабля, – говорит Нина Гладских. – Девчонки начинают стричь кукол и подравнивать свою челку. Ругать в таких случаях никак нельзя».
Если ребенок не участвовал в создании замка из песка, ему может быть обидно. «Малыш не делал этого, значит, надо разломать. Он таким образом учится, начинает соизмерять свои силы, – поясняет педагог-психолог. – Чаще будет ломать – улучшится моторика. Детям одинаково нравится как создавать, так и разрушать».
Ирина Размустова
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели