«В два года ребенок начинает свою исследовательскую карьеру. Он познает мир. Малышу надо знать, из чего сделан предмет, как работают бытовые приборы или его собственные игрушки. При этом все ломается, разрывается и бьется, а родители, конечно, приходят в отчаяние, подсчитывая убытки, – говорит эксперт рубрики педагог-психолог Нина Гладских. – Ребенок просто не может оценить стоимость предмета и его значимость для взрослых. Ситуация усугубляется и тем, что он еще не в состоянии различать хорошие и плохие поступки, поэтому не ограничивает себя. И объяснять малышу, что он делает «неправильно», конечно, функция родителей».
Когда желания не совпадают с возможностями
Двухлетний ребенок все ломает, потому что в процессе познания окружающего мира он нетерпелив. «Мелкая моторика у малыша несовершенна, он торопится, не может сделать верных движений. И, конечно, ему не нравится несоответствие желания и результата. Он прилагает усилие – и игрушка сломана, – поясняет Нина Гладских. – Для того чтобы малыш научился дозировать силу, соотносить скорость действий и расстояние между предметами, должно пройти какое-то время. Если у ребенка что-то не получается, он начинает нервничать. В этот период нужно обязательно предложить свою помощь или переключить его внимание на какую-то другую деятельность».
Последствия тотальных запретов
Зачастую ошибка родителей заключается в том, что, контролируя каждый шаг своего чада, они превращают окружающий его мир в сплошное «нельзя». «Если ребенку запрещать очень многое и не давать возможности действовать, он начинает протестовать и крушить все вокруг, – отмечает эксперт рубрики. – Взрослым лучше убрать дорогие вещи, спрятать в недоступное место, чтобы малыш даже не видел, где находятся эти предметы. Речь идет о ювелирных изделиях, часах, бытовой технике, то есть обо всем, что, по мнению родителей, ребенку не надо давать в руки. Главное – чтобы малышу было понятно, почему это запрещают». Надо объяснять ему, что тонкая золотая цепочка, к примеру, может легко порваться, хрупкая фарфоровая чашка – разбиться.
Отказ от исследования того или иного предмета ради любимых родителей и бабушки с дедушкой, требует от ребенка большого усилия воли. Поэтому пользоваться этим слишком часто тоже нельзя.
Разумные пределы для исследований
Итак, наиболее распространенными мотивами маленького разрушителя являются его склонность к исследованиям и вполне объяснимое детское нетерпение.
«Обыкновенное любопытство может быть опасно для самого ребенка, – говорит педагог-психолог. – Поэтому родителям следует, проявляя предусмотрительность, убирать мелкие, острые предметы, упаковки с лекарствами – все, что может представлять опасность для здоровья малыша».
Дефицит родительского внимания
Когда, миновав двухлетний возраст и перейдя на другой уровень развития, ребенок продолжает крушить все вокруг, следует более тщательно проанализировать ситуацию. «Если малыш начинает ломать игрушки и другие предметы именно в тот момент, когда вы разговариваете по телефону или заняты работой, значит, он стремится привлечь к себе ваше внимание, – поясняет эксперт. – Ребенок хочет быть с вами постоянно, все время ощущать заботу и ласку. С этой целью он может даже манипулировать родителями. Малыш знает: если он начнет чем-то громыхать, мама обязательно прибежит. Пусть станет ругать, но будет рядом».
Уважайте желания своего ребенка!
По словам педагога-психолога, ребенок ломает иногда те игрушки, которые его просто не устраивают. Бывает, мама с папой, не наигравшись в детстве, покупают то, о чем они когда-то мечтали. А их малышу эта забава может быть не интересна, и он быстро ломает подаренную ему фарфоровую куклу или радиоуправляемую машинку.
«Ребенку нужен свой мир, где он может жить самостоятельно», – говорит педагог-психолог |
– Чтобы родители не огорчались, ребенку, склонному к разрушению, лучше купить конструктор (их сейчас много – пластмассовых, магнитных). Дети сами создают и очень берегут свои изделия. Если во время игры что-то отломалось, можно починить. Малыша это вдохновляет, он осознает себя более взрослым, проникается самоуважением, – отмечает Нина Гладских.
Свой мир и его границы
Конфликты нередко возникают, если родители убеждены: малыш должен ценить то, что ему подарено. Но ребенок в возрасте двух-четырех лет, даже выслушав объяснения мамы, еще не в состоянии осознать, сколько вложено труда, заплачено денег. «Такое понимание придет немножко позже. Чтобы ускорить этот процесс, малышу самому нужно что-то создавать, – поясняет эксперт. – Девочки часто стригут своих кукол и из шикарных платьев делают мини-сарафаны, потому что хочется самостоятельно их изменить. Родители думают, будто все знают: как должен играть ребенок, что кушать и чем заниматься. А у малыша свой мир. И у него должны быть свои границы».
Нина ГЛАДСКИХ, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33»:
– Когда ребенок выходит на прогулку, он начинает знакомиться с окружающим миром, своими ровесниками. И в этом процессе тоже есть определенные периоды.
Дети в возрасте с года до полутора лет – созерцатели, они еще не умеют действовать сами. Мама берет карапуза за ручку, а он ходит вокруг песочницы и наблюдает, как играют другие.
Малыши с полутора до четырех лет – «копатели». Когда есть песок, лопатки, игрушки – ребята начинают созидать. Но среди них обязательно найдется и тот, кто будет разрушать. Эти процессы одинаково привлекательны для ребенка: построить вместе с родителями огромный замок и тут же наступить на него – с удовольствием! Мама и папа огорчаются, а карапуз радуется. Это вполне естественное для него поведение.