Какие "сигналы" Пентагон посылает Москве и Пекину?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Какие "сигналы" Пентагон посылает Москве и Пекину?

1 октября 2014 / просмотров – 1580
Россия и мир

Недавние заявления замминистра обороны США Боба Ворка об изменениях в мировом порядке «ГЧ» прокомментировал заведующий кафедрой международных отношений и мировой политики ВГУ, доктор политических наук, профессор Александр Слинько.

Напомним, что сегодня, 1 октября Боб Ворк выступил с речью в американском Совете по международным отношениям. В ней он сделал несколько выводов, касающихся РФ и КНР. «Во-первых, абсолютно ясно, что эти две страны укрепляют свои позиции рядом со своими границами», – заявил замминистра обороны США. По его словам, Вашингтону необходимо убедиться в том, что намерения Пекина и Москвы «не приведут к применению силы»; в противном случае нужно быть готовыми к военному ответу. При этом Ворк отметил, что США должны найти способы, которые позволят России и КНР «чувствовать себя в безопасности в своих регионах». Как он сказал, при разработке курса на ближайшие несколько лет, нужно определить «какие области они считают для себя жизненно важными». Он также подчеркнул: Москва и Пекин «точно полагают, что некоторые аспекты мирового порядка, установившегося за последние 70 лет, они хотели бы изменить». Поэтому следует определить «прямо сейчас», как взаимодействовать «с двумя сильными региональными державами».
Какие «сигналы» Пентагон посылает Москве и Пекину? С этим вопросом мы обратились к эксперту.
– Что это: предупреждение, угроза или все-таки понимание, что однополярный мир – это уже вчерашний день и надо договариваться в новых условиях?
– Дело в том, что существование США было достаточно комфортным после окончания «холодной войны» в 1990 годы. А сейчас, когда резко усилился Китай, укрепилась Россия и между ними произошло тесное сближение, это вызвало желание Соединенных Штатов скорректировать ситуацию, чтобы понизить градус влияния КНР и РФ до того уровня, который их устраивает.
– В заявлении Ворка прозвучала мысль, что Вашингтон должен выяснить, «какие области» Москва и Пекин «считают для себя жизненно важными». Он также отметил важность того, чтобы Россия и Китай «чувствовали себя в безопасности». Речь о том, что США готовы признать сферы влияния нашего государства и КНР?
– Здесь следует отметить, что в свое время США не смогли предугадать готовность противодействовать экспансии проамериканских сил. Вспомним, четырехдневную войну в Южной Осетии в 2008 году. Тогда американцы восприняли ее как нечто из ряда вон выходящее. Никто не ожидал, что Россия сможет помочь Южной Осетии. Тогда в связи с этим даже упоминалась теория «Черный лебедь», которая рассматривает труднопрогнозируемые события.* То же касается событий в Крыму, которые стали для Белого дома абсолютной неожиданностью. Иными словами, ситуация складывается таким образом, что примитивная схема экспансии дает сбои. И американцы это почувствовали и начали осознавать, что механизм, который работал по накатанной почти двести лет, подлежит изменениям. Но как трансформировать схему, они пока не представляют. Поэтому мы видим в их заявлениях некое удивление и растерянность.
– Представители США настойчиво используют термин «региональная держава» в отношении России, при этом подчеркивая статус «великая держава» в отношении своей страны. Насколько корректны они в своих определениях?
– В нашей концепции национальной безопасности, относящейся к 2000 году, признавалось, что Российская Федерация – одна из региональных держав, но ситуация изменилась уже после 2008-го. Россия уже тогда позиционировала себя как великую державу, у которой есть интересы во всем мире. И события в Южной Осетии подтвердили ее возросшее значение. Однако тот самый комфортный период с начала 1990-х и до 2008-го не дает американцам покоя. Хотя по господству США нанес удар кризис. Затем свою роль сыграл рост влияния КНР… Сейчас очевидно, что Россия и Китай могут обоснованно претендовать на статус великих держав. А негибкая позиция США привела еще и к тому, что эти державы сблизились. И давление на них ведет к формированию союзнических отношений. Так что, говоря о статусе государств, представители Соединенных Штатов выдают желаемое за действительное. В реальности как раз США – это одна из больших региональных держав, влияние которой ограничивается частью Тихого океана и Атлантики. Дело в том, что Китай экономически вытеснил США из большей части Азии, то есть превратил Штаты в ограниченную региональную державу. В то же время симбиоз России и Китая способен образовать практически единую сверхдержаву.
– Однако в Западной Европе США имеют сильное влияние. В этом отношении показательно то, как принимались решения в отношении санкций…
– Дело в том, что США в этой пропагандисткой войне, а также в экономической борьбе с Китаем делают ставки на мегаблоки. Одним из них является конфигурация США-ЕС. Данная система практически сформирована и это действительно одна из находок Штатов. Данный блок выгоден США и у ЕС есть свои интересы. Штаты хотят создать похожую конфигурацию в Тихоокеанском регионе, но там шансов у них нет. Поэтому ЕС является одним из ударных направлений в американской внешней политике. Если данный проект провалится, им рассчитывать, по сути, не на что. Однако сам вектор перемен не в пользу американцев. В большей части мира свои позиции они потеряли.

*Автором теории является американский экономист Нассим Николас Талеб, основная сфера научных интересов которого – изучение влияния случайных и труднопредсказуемых факторов на мировую экономику и биржевую торговлю. Для таких феноменов Талеб ввел термин «события типа «черный лебедь».

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели