Как помочь своему первокласснику адаптироваться к школе?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Как помочь своему первокласснику адаптироваться к школе?

27 сентября 2012 / просмотров – 2441
Чижик
Кажется, еще совсем недавно первоклассники и их родители старательно готовились ко Дню знаний, решая столь актуальные задачи, как выбор качественной школьной формы, удобного ранца, нужных канцелярских принадлежностей. Но вот уже сентябрь на исходе, и теперь приоритетным стал вопрос: как быстро и успешно ребенок адаптируется к новым условиям, правилам поведения, учебному процессу?

Для многих детей и их родителей начало школьной жизни превращается в серьезное испытание. И от того, как пройдет адаптация ребенка, во многом зависит его последующий интерес к учебе и успеваемость.
Насколько простым и естественным будет превращение вашего любимого малыша в ответственного ученика первого класса, зависит, конечно, от его подготовленности, интеллектуального и эмоционального развития, навыков общения, особенностей характера. И, несомненно, очень важно, сколько внимания вы уделяете своему ребенку. «Дело даже не в количестве времени, а в его качестве. Ребенку может быть достаточно пятнадцати минут, но он должен понимать, что его слушают, – отмечает эксперт рубрики, ректор Воронежского института практической психологии и психологии бизнеса Вячеслав Симонов. – Мы иногда не слышим детей, которые хотят нам что-то рассказать».

«Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства!»
Адаптация – это перестройка практически всего организма, направленная на его приспособление к новым условиям. Такое привыкание первоклассника к школе может длиться ориентировочно от двух до шести месяцев.
Самое трудное для детского организма время – первые две-три недели обучения, когда побочными эффектами адаптации могут стать даже заболевания, связанные с большими нагрузками, переутомлением. Но, помимо физиологического, существует и психологический аспект.
Если ребенок адекватно воспринимает требования учителя, легко усваивает новый материал, проявляет самостоятельность, прилежно выполняет домашние задания без усиленного родительского контроля, нашел себе в классе друзей, можно считать, что он хорошо адаптировался к школе.

Обеспечьте ребенку щадящий режим!
В любом случае, чтобы освоиться в новой для себя роли, первокласснику требуется ваша помощь. Во-первых, ему необходимо соблюдать режим дня. У ребенка должны быть: полноценный сон, сбалансированное питание, прогулки, посильная физическая нагрузка (гимнастические упражнения, активные игры, интересная для него домашняя работа), а также отдых и свободное время. «Вообще, первоклассники еще спать днем должны. Для них учеба – новый вид деятельности, большая нагрузка, и, конечно, дети устают», – говорит эксперт рубрики. – Заниматься уроками ребенку следует, когда, вернувшись из школы, он поел, хорошенько отдохнул, то есть уже в 3-4 часа дня. Затягивать тоже не стоит. Не надо делать уроки после 19 часов, это перевозбуждает детскую психику. Причем, 1,5 часа на домашние задания – это максимум. Если ребенок сидит дольше, значит, что-то у него не получается».

Психологический комфорт – залог успеха
Постарайтесь выделить дома ребенку его личную территорию – комнату или, хотя бы, уголок, где именно он будет хозяином. Также первокласснику необходимо свободное время, когда он может заниматься тем, чем ему хочется.
Провожайте ребенка в школу добрыми словами, пожеланиями успехов, не предъявляя ему при этом строгих требований. А встречая после уроков, не приставайте с дотошными расспросами, но дайте понять, что вас интересует все происходящее на занятиях, переменках, и вы всегда готовы выслушать любую детскую историю.
Учите ребенка выражать свои чувства: когда беседуете с ним, в центре ваших высказываний должно быть описание эмоций, переживаний. Умение понять и самостоятельно оценить свое душевное состояние поможет ему держать ситуацию под контролем.

Не скупитесь на похвалу!
Поощряйте, хвалите ребенка, обрисовывая при этом в самых радужных тонах его усилия и полученные результаты. Не сравнивайте своего первоклассника с другими детьми, сопоставляйте только его предыдущие достижения с нынешними. Например: ты сегодня выполнил задание в прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии и оценить свою работу.

Вячеслав СИМОНОВ, ректор Воронежского института практической психологии и психологии бизнеса:
– Родители хотят услышать от психолога какое-то волшебное слово или рекомендации, которые позволят сделать так, чтобы их ребенок замечательно учился и не доставлял им хлопот. Но на практике все гораздо сложнее. В работе с ребенком нет таких последовательных процедур, которые бы дали папам и мамам возможность поменять свое мировоззрение и увидеть, что, по большому счету, их желание помочь своим детям еще не проснулось.
Когда у ребенка возникают трудности в новой для него образовательной среде, он реагирует набором тех поведенческих навыков, стереотипов и ограничений, которые сформировались у него задолго до прихода в школу, а здесь они просто проявились и стали очевидны. Когда перед ребенком встает проблема адаптации, родители, искренне желающие помочь своему малышу, понимают, что ее причина отчасти в том, что условием развития ребенка являются отношения в семье.
Если родители демонстрируют воспитательные навыки и проявляют гибкость в общении с малышом, его коэффициент адаптивности позволит говорить о благоприятном сценарии развития событий его школьной жизни. В противном случае, папа и мама должны задуматься: что они делают не так и состоялись ли как родители? Это первый вопрос, который им следует задать себе, и менять что-то надо, прежде всего, в своем характере.
Что касается помощи родителей в выполнении ребенком школьных заданий, то, на мой взгляд, необходимо помнить: "Учеба" происходит от слова "участие", а не "участь". Если вы участвуете в том, что делает ваш ребенок, тогда вы ему действительно помогаете. А если только контролируете, то, возможно, даже вредите. Тогда учеба станет для ребенка участью – работой, на которую он не соглашался, но вынужден выполнять.
Адаптация первоклассника во многом зависит от того, способны ли родители оторваться от «взрослых» дел и увидеть собственное истинное отношение к самому себе, к своему ребенку и к его новому статусу – ученика. Ведь от эмоционального отношения родителей к ситуации обучения ребенка в школе во многом зависит отношение к школе его самого.
Ирина Размустова
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели