Инклюзивное образование – отсутствие барьеров
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Инклюзивное образование – отсутствие барьеров

1 августа 2018 / просмотров – 347
Образование

Существует ли в России инклюзивное дошкольное образование? Как реализуется программа для «особенных» детей в Воронежской области? Об этом читайте в материале «ГЧ».

Если спросить у любящего родителя «Чего он хочет для своего ребенка?», то каждый пожелает крепкого здоровья, качественного образования, успешной карьеры и личного счастья. Благополучная жизнь во многом зависит как от родителей и самих детей, так и от социума, в особенности государства.

В России более 650 тысяч детей-инвалидов , из них более 6 тысяч проживает в Воронежской области. Все они нуждаются в особой защите и внимании. Помочь таким ребятам адаптироваться в обществе позволяет действующая на территории страны программа инклюзивного образования. В дошкольных учреждениях создаются специальные площадки, где они могут получить дополнительную помощь специалистов психолого-педагогического сопровождения, посещать индивидуальные или групповые занятия.

Такая форма обучения полезна тем, что ребенок находится в социальной экосистеме – он может заводить знакомства, общаться с другими детьми, ходить вместе с ними обедать, играть, и при этом ему обеспечена постоянная поддержка специалиста. Это важно для адаптации «особенных» мальчишек и девчонок, поскольку, изолированные от внешнего мира в условно коррекционных школах, они впоследствии испытывают трудности в коммуникации с другими людьми. Инклюзия помогает развиваться, учиться общаться со сверстниками, жить полноценной жизнью.

Так просто быть вместе

Европейские ученые определяют термин так: «Инклюзия – это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех малышей для занятий в общей группе сада; двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять «особого» ребенка ». Исследования подтверждают позитивное влияние программы на принятие типично развивающимися детьми тех, кто не похож на них.

Подобное обучение полезно не только детям-инвалидам, но и их здоровым сверстникам, ведь они учатся толерантности, состраданию, гуманизму – развивают в себе качества, которые в современном обществе представлены в дефиците.

Инклюзия – это важный процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

Система обучения детей с особыми образовательными потребностями, стремится удовлетворить растущий родительский запрос на инклюзивность, демонстрирует готовность решать эти задачи и обеспечивать возможность последовательной работы: от проектов, реализуемых на базе нескольких десятков детских садов, до общей практики.

Опыт развития инклюзии в Воронежской области

По информации Департамента образования, науки и молодежной политики, толчком к созданию системного подхода в организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста в Воронежской области стала реализация с 2012 года комплексной программы «Аутизм. Маршруты помощи».

За несколько лет удалось сформировать кадровую, методическую и материальную базу, выработать единый подход, при которых систему помощи детям с РАС одинаково понимают представители профильных департаментов, профессиональное сообщество и родители. С 2015 года были открыты «ресурсные» площадки на базе 5 детских садов областного центра. С начала следующего учебного года планируется открыть столько же.

Как отмечают в городском Управлении образования, в дошкольных учреждениях инклюзивное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения и воспитания для детей с разными стартовыми возможностями. Организованы отдельные компенсирующие, комбинированные и общеразвивающие группы. Создана система структурных подразделений: консультационный центр, лекотека, ресурсные и другие группы.

Доступная среда – это возможно

На данный момент существует нормативная база для дошкольных организаций. Положение о правах детей с ограниченными возможностями здоровья закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» и в конвенции о правах ребенка.

Государство в последние годы уделяет пристальное внимание проблемам не только качества обучения, но и его доступности: содержанию, соблюдению прав всех участников образовательного процесса, а также созданию равных условий получения знаний вне зависимости от территории проживания. На контроле вопрос обеспечения комфортных условий в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ.

В 2018 году в реализацию мероприятий программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы в России включено 614 детских садов, школ и организаций дополнительного образования.

Воронеж участвует в реализации государственной областной программы «Доступная среда», в рамках которой проводится комплекс мероприятий по адаптации зданий учреждений образования и прилегающих к ним территорий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом их особых потребностей. За счет средств федерального и областного бюджетов в 2018 году выполнен капитальный ремонт мест общего пользования с учётом потребностей маломобильных групп населения в детском саду № 66.

По мнению депутата Государственной Думы Сергея Чижова, все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, социальные, психологические и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования. Проблем в инклюзивном образовании пока еще много – недостаточно разработана методологическая база, необходимо обучать и повышать квалификацию педагогов. В нашем регионе существует нехватка специалистов: дефектологов, логопедов, тьюторов.

"Анализируя состояние инклюзивного образования на настоящий момент, можно говорить об инновационном характере развития направления, позволяющего осуществлять обучение и воспитание детей с разными потребностями. Сейчас такая образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и как никогда нуждается в педагогическом поиске, новаторстве, и самое главное, в подготовленных кадрах, – резюмирует парламентарий. – Дошкольное образование – это не только определенный этап жизни ребенка, но и важная ступень развития страны. На создание оптимальных условий направлен ряд мер на государственном уровне, в частности, по линии законотворчества и части бюджетных решений, касающихся развития и обучения «особенных» детей. С 2019 года в регионах России будут разработаны программы по формированию системы комплексной реабилитации детей-инвалидов, софинансирование пойдет из средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Доступная среда ». Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы на 2011-2020 годы составляет более 236 миллиардов рублей . Для успешного развития сферы инклюзивного образования есть все необходимое: создана материально-техническая база, универсальная безбарьерная среда, организована подготовка и повышение квалификации специалистов, на законодательном уровне обеспечена адаптивность и вариативность услуг и условий общеобразовательных учреждений. И все же главная роль в эффективности обучения принадлежит педагогам".

Именно воспитатели открывают малышам загадки окружающего мира, развивают детские таланты и в каждого ребенка вкладывают частицу своей души, обеспечивают интересное и содержательное пребывание в детском саду, раскрывают таланты, способствуют развитию коммуникативных навыков и помогают адаптироваться, подготовиться к школе.

«Разные дети – равные возможности!»

С 2010 года в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» реализуется долгосрочный проект «Разные дети – равные возможности!». Дошкольное учреждение посещает 372 ребёнка, из них 284 обычных и 72 – с ограниченными возможностями: с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными отклонениями, дети с сочетанными патологиями развития.

На вопрос «Что приобрёл ваш ребёнок, посещая инклюзивный детский сад № 33?», родители отмечают, что их дети обрели желание помогать тем, кто в этом нуждается, умение сопереживать, терпимость, великодушие, умение адекватно реагировать и принимать людей, которые отличаются от тебя. Мамы и папы «особенных» ребят считают, что их чада смогли получить бесценный речевой опыт, расширили кругозор, навыки общения в обычной среде.

Справка «ГЧ»

В настоящее время образовательная модель «Инклюзивный детский сад» успешно реализуется в детских садах № 196, № 29, № 143, № 167, № 93, № 33, детском саду № 5 города Лиски и № 12 города Россоши.

Из 177 дошкольных учреждений в 32-х реализуются программы для детей с особыми образовательными потребностями: в 3-х детских садах компенсирующего вида, 3-х центрах развития ребёнка, имеющих в составе такие группы, и в детском саду № 26 комбинированного вида. В 77-и из них 1 279 дошкольников находятся временно или весь день.

В рамках муниципальной программы «Развитие образования» на 2014-2020 годы при строительстве новых зданий детских садов проведены мероприятия по созданию условий детям-инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: в 2018 году – МБДОУ № 190, готовится к вводу МБДОУ № 22.

Справка «ГЧ»

Чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение, родителям достаточно предоставить заявление, копию своего паспорта и свидетельства о рождении ребёнка, медицинскую карту. Законодательство гарантирует – особенный ребёнок может обучаться на общих основаниях в любом учреждении по месту жительства.


В соответствии с решением Воронежской городской Думы, за присмотр и уход за детьми-инвалидами в муниципальных образовательных учреждениях города, родители освобождены от внесения платы за детский сад (предоставляется 100 % льгота).

Справка «ГЧ»

Уважаемые жители города и области, Центр Галереи Чижова напоминает Вам о проведении традиционного конкурса «Лучший воспитатель».

Общественно значимый проект, реализуемый на протяжении 10 лет, автором которого является депутат Государственной Думы Сергей Чижов, стал поистине народным. Уникальный конкурс направлен на развитие и выявление лидеров в области дошкольного образования: формируется объективный рейтинг признания работы педагога на уровне не только детского сада, но и региона. За годы реализации проекта удалось создать надежную базу педагогов, которые пользуются заслуженным авторитетом в образовательной сфере. Налаживание обратной связи с родителями малышей позволило выявить не только положительные стороны, но и ряд проблем в дошкольном образовании. Все замечания и предложения проанализированы. Решения некоторых проблем будут в дальнейшем проработаны на законодательном уровне.

Успейте зарегистрироваться на сайте конкурса до 9 сентября. В борьбе за ценный приз и общенародное признание важен каждый голос - это ваша поддержка и оценка деятельности педагога. Если вы хотите, чтобы воспитатель вашего детского сада возглавил рейтинг лучших, проголосуйте за него на нашем сайте vospitatel.glch.ru.

Экспертное мнение

Наталья МАКАРЕНКО, заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» Центрального района города Воронежа:

– Организация инклюзивной образовательной среды должна приносить пользу как ребятам с ОВЗ, так и нормально развивающимся дошкольникам. Создан Центр координации инклюзивных процессов. В зависимости от уровня владения средствами коммуникации, подбирается способ включения в общее образовательное пространство детского сада. Это может быть организация совместной игры на прогулке или участие в мероприятии, выставках, фестивалях, конкурсах. Реализуется программа «Дети в гостях у Ушарика».

Экспертное мнение

Лариса ПАЛЬЧИКОВА, заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196» г. Воронеж:

– В нашем дошкольном учреждении организована «ресурсная зона» для детей с расстройствами аутистического спектра, которую в 2017 – 2018 учебном году посещали 18 воспитанников. Её задача – постепенное включение ребенка в коллектив нормотипичных детей. Поскольку все мальчики и девочки с РАС* испытывают трудности в общении, на начальном этапе они имеют возможность просто привыкнуть к присутствию других ребят и взрослых в одном игровом пространстве, учатся не бояться их и работать индивидуально вне зависимости от того, что происходит рядом. С ними работают воспитатель, педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по адаптивной физической культуре, учитель-дефектолог, педагог ИЗО. Ребята участвуют в реализации образовательных событий в сопровождении тьютора.

Экспертное мнение

Елена ВОРОНОВА, заместитель заведующей по УМР детского сада № 196:

– На начальном этапе ребенок начинает систематически, по индивидуальному графику посещать группу. По мере его адаптации время пребывания увеличивается до полного дня. Обязательным условием является сопровождение малыша тьютором, который наблюдает за его поведением и помогает быть успешным. Не остается без внимания работа с семьей. Создаются условия для общения родителей. Это позволяет преодолеть тенденцию к социальной изоляции, вызванную отличиями ребенка от сверстников. На базе сада мы создали полисенсорную среду: комнату интеграции, в которой расположено специальное оборудование для развития вестибулярных и проприоцептивных ощущений; интерактивный комплекс для конструирования и центр интерактивных игр; кабинет для психологической разгрузки; эко-центр; изостудию.

Экспертное мнение

Оксана СВИРИДОВА, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93»:

– В нашем детском саду работает группа кратковременного пребывания для детей с расстройствами аутистического спектра. Для зачисления родителям необходимо получить заключение ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия – прим. ред.), в котором прописываются специальные условия и специалисты (тьюторское сопровождение). Наша цель – дать возможность, научить сверстников вместе играть, заниматься, исследовать мир и дружить. Моя работа направлена на психофизическое и эмоциональное развитие ребенка, коррекцию нежелательного поведения и дальнейшую разработку плана действий по его совершенствованию. Мы заботимся о том, чтобы группа стала «крепостью», комфортным и безопасным местом. Помощь невозможна без подключения к такой работе родителей. Благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

Ольга Базелюк
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели