Модератором дискуссии стал искусствовед Бронислав Табачников, отметивший, что такое объемное многопрофильное исследование впервые предпринято за последние 50 лет. «Все ли там верно? Безусловно, нет», – говорит Бронислав Яковлевич. Поразительно, но в ходе «жарких» дискуссий выяснилось, что эксперты не обратились к представителям культурных учреждений за информацией, что в итоге вызвало сильнейший недостаток фактов и стало причиной многих поверхностных суждений. «Это неуважение, что нас не поставили в известность о составе экспертной группы. И кто давал вам информацию?» –возмущенно спрашивала на встрече заслуженная артистка России Людмила Гаврилова. Но этот, пожалуй, один из наиболее важных вопросов, так и остался без ответа.
«Вырваться» из застоя
Критик Надежда Роготовская, представляя главу, посвященную театру, особый акцент сделала на том, что Воронеж, бесспорно, театральный город, но в нем не хватает молодой творческой энергии. Пришедшие на обсуждение культурные деятели отметили, что нельзя рассматривать культуру обособленно, она так же «встроена» в нашу жизнь, как и все остальное. В ходе круглого стола был выделен ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Во многом все, как всегда, упирается в нехватку финансов.
Крайне важную для современного театра проблему поднял режиссер Камерного театра Михаил Бычков, упомянув о том, что сейчас в нашем регионе нет продуманной системы ранжирования кадров. По словам Михаила Владимировича, для многих руководителей учреждение культуры становится чем-то вроде вотчины, где актеры, как крепостные, являются лишь средствами выражения его замысла. Именно из-за этого и происходит тот самый застой, в котором так часто обвиняют воронежские театры.
Проблемы театральной сферы, выявленные в ходе дискуссии:
- неадекватная работа транспорта, после окончания спектаклей в некоторые районы города практически невозможно добраться;
- неразвитая театральная инфраструктура не хватает помещений для создания и хранения декораций);
- отсутствие финансирования для независимых актерских трупп;
- разрыв между профессиональным и любительским театром.
Академическая музыка и плохая акустика
Камнем преткновения в одноименном разделе стали споры по поводу акустических параметров воронежских концертных залов. В докладе говорится, что залов с качественной акустикой у нас просто нет. Одним из лучших, по праву, считается зал в колледже имени Ростроповича, но после замены окон с деревянных на пластиковые его «звучание» изменилось в худшую сторону.
В каждой главе доклада представлены цифры, показывающие посещаемость учреждений культуры. Против них буквально «восстал» директор филармонии. «Я не согласен ни с одной цифрой. А что касается акустики, то в нашем зале записывали такие «тонкие» инструменты, как скрипка. Зал признан одним из лучших в Европе. Кроме того, в докладе походя оскорбили коллектив «Воронежские девчата», – заявил Николай Попов.
Множество претензий было предъявлено театру Оперы и балета. Экспертами были сформулированы и рекомендации по оптимизации его работы, но пока кроме как заоблачными их назвать нельзя. Например, в разделе «Академическая музыка» говорится, что в нем необходимо создать два оркестра. На это дирижер Воронежского молодежного симфонического оркестра Юрий Андросов справедливо заметил, что на содержание двух коллективов у театра элементарно не хватит денег.
«Незаметное» рок-движение
Бесспорными брендами города в ключе неакадемической музыки эксперты доклада называют группу «Сектор газа» и … Марию Николаевну Мордасову (да, именно в одном логическом ряду!). Особенно «интересно» эксперты доклада (музыкальный обозреватель газеты «КомменрсантЪ» Борис Барабанов и Мария Семушкина, организатор джазового фестиваля) представили рок-сцену, почему-то решив, что ее лицом является группа «Обе-Рек». По словам музыкального журналиста и организатора фестивалей Виктора Беккера, «Обе-Рек» – это лишь пример удачного менеджмента, но никак не лицо воронежского рок-движения. А группу «Несмеяна», которая указана в докладе как одна из наиболее значимых, как выяснилось, вообще никто не знает.
Музыкальные журналисты и организаторы локальных фестивалей заверили, что напишут свое исследование, которое в ближайшее время представят Эдуарду Боякову.
По мнению воронежских культурных деятелей, для развития академической музыки необходимо:
- создать новый зал с большой вместимостью, хорошей акустикой и трансформирующейся сценой;
- приобрести новые инструменты;
- поддерживать творческих союзов;
- разработать электронную базу музыкантов для их продвижения.
Что дальше?
Эдуард Владиславович рассказал, что финальная редакция доклада выйдет в свет через месяц. Воронежские культурные деятели заявили, что готовы к любому сотрудничеству. Информация будет предоставлена экспертам по первому требованию.
Какие изменения ждут нашу культуру, какие предложения столичных экспертов и местных культурных деятелей будут реализованы, предсказать невозможно. И пусть докладу явно не хватает глубины, несмотря на это, он выполнил другую не менее значимую функцию – всколыхнул общественность, стимулировал дискуссию, а значит первые «подвижки» к изменениям уже произошли.