Герой Советского Союза Николай Малышев: «Афганский боевой опыт применяется в Сирии»

17 февраля 2016 / просмотров – 1009
Городская жизнь

По словам профессора кафедры тактики армейской авиации ВУНЦ ВВС «ВВА» Николая Малышева, многие приемы нынешней операции в Сирии прошли проверку еще в горячем афганском небе. Сам Малышев совершил около 800 боевых вылетов и многократно рисковал собой, спасая жизни товарищей. За проявленное мужество он был удостоен звания Героя Советского Союза. По просьбе «ГЧ» Николай Иванович поделился своими воспоминаниями.

«Вопрос выбора для нас не стоял»
Когда наш собеседник оказался в стране, охваченной войной, он был уже состоявшимся пилотом. Еще в 1974 году Николай Малышев окончил с отличием Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Затем служил в Брестской области, а после – в ГДР (в составе Западной группы советских войск). В марте 1982-го он вместе с сослуживцами должен был вернуться на Родину, но офицерам предложили отправиться в Демократическую Республику Афганистан, где вовсю шла борьба с исламистскими радикалами-моджахедами. Вскоре начались боевые будни в Кандагаре.
«Собственно, вопрос выбора для нас как таковой не стоял, – поясняет Николай Иванович. – Мы все воспитывались в патриотическом духе и были готовы защищать интересы своего государства в любой точке планеты. Еще в 1979-м каждый из нас написал по рапорту с просьбой направить в ДРА, чтобы помочь дружественному афганскому народу. Мы воспринимали это как интернациональный долг».
Вертолет по прозвищу «Крокодил»
Николай Иванович воевал на Ми-24. Серийный выпуск этого ударного вертолета, который в армии за хищный облик прозвали «Крокодилом», начался в 1971 году. Сейчас он в числе самых узнаваемых отечественных военных «брендов».* Спектр применения мощной винтокрылой машины широк – охрана и оборона аэродромов базирования, воздушное прикрытие авиационной техники, огневая поддержка наступающих наземных войск. Причем по ряду боевых и технических характеристик Ми-24 и его модификации до сих пор не имеют себе равных. Между прочим, в составе смешанной авиационной группы РФ, которая борется с террористами в Сирии, есть и такие воздушные суда. А первое боевое крещение Ми-24 получил в Афганистане.
Как рождалась тактика
«До нашего прибытия в районе Кандагара не было эскадрильи, на вооружении которой стояли бы Ми-24, – рассказывает Малышев. – Поэтому нам приходилось вырабатывать на этих вертолетах определенные способы ведения боевых действий, приемлемые для данной местности. Мы использовали навыки, полученные в училище и на полигонах. Вспоминали прочитанное о том, как воевали пилоты в годы Великой Отечественной». Но оптимальные тактические решения нужно было искать в буквальном смысле на лету: «К примеру, чтобы уничтожить склады душманов, мы первое время поднимали в воздух по 20 вертолетов и по очереди, звеньями сбрасывали бомбы. Потом стало ясно, что для такой задачи достаточно одного звена».
На земле и в воздухе
Большое значение имело грамотное сопровождение грузов. В Афганистане снабжение войск шло по шоссейным дорогам. По ним двигались вереницы машин с соляркой, бензином, боеприпасами, продовольствием. Колонна, в которой было 100–120 грузовиков, растягивалась на два–три километра. А сверху над ней постоянно дежурила пара вертолетов, чтобы в случае засады дать отпор душманам.
«Вообще любое движение наземных войск сопровождалось авиацией, – отмечает Малышев. – Из 24 вертолетов нашей эскадрильи ежедневно были задействованы 8–12 машин».
Но самое жаркое время наступало, когда проводились масштабные военные действия по освобождению территорий от противника. Тогда в небо поднималось все подразделение и прибывали воздушные суда с других аэродромов. Во время боев Ми-24 обеспечивали огневую поддержку сухопутных сил. После одной из таких операций Николай Иванович был награжден орденом Красной звезды.
«Собирайся, тебя летчики выбрали»
В июне 1983 года Малышев вернулся в СССР. Но в 1985-м ему вновь пришлось отправиться в Афганистан. Во вторую командировку его «сосватали» коллеги-пилоты. В полку было две эскадрильи и соответственно два командира и замполита подразделений. Военнослужащие, которых направляли в ДРА, сказали, полетим только с командиром Волковым и замполитом Малышевым.
«Я тогда был на курсах в академии, – рассказывает Николай Иванович, – а когда вернулся, начальство сообщило – собирайся, тебя летчики выбрали. Тогда мы с Владимиром Васильевичем Волковым решили: мы тоже будем выбирать». В итоге они сформировали крепкую команду опытных профессионалов, с которой участвовали во многих операциях.
Засада в ущелье
Эскадрилья поддерживала ударами с воздуха действия пехоты. «Сейчас примерно такая же тактика применяется в Сирии, – уточняет Малышев. – Только там российская авиация взаимодействует с войсками САР, а в Афганистане мы работали с нашими наземными войсками». Подразделение выполняло задачи в районе Кундуза – города, который из-за близости с границей СССР имел для советского воинского контингента в ДРА особое стратегическое значение. Как говорит Николай Иванович, «вылетов было много разных – интересных и страшных».
Во время одного из них вертолетчики спасли мотострелковую роту, попавшую в засаду. Первым огневые точки душманов заметил и смог подавить с воздуха ведущий звена Малышев. Благодаря его своевременной атаке, рота которой грозило полное уничтожение в ущелье, вышла из боя почти без потерь. За этот подвиг по ходатайству наземного командования Николаю Ивановичу 13 января 1987 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждение проходило в Кремле. Геройскую «Золотую Звезду» вручал председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко. Боевой офицер, побывавший во многих опасных переделках, тогда сильно оробел. По признанию Николая Ивановича, больше всего он беспокоился из-за ответной речи. Но Громыко, заметивший его мандраж, подбодрил: «Не переживай, сынок», и в самом деле, все прошло гладко.
Очаг нестабильности в центре Евразии
Говоря о значении событий в ДРА, Малышев обращает внимание на геополитическое положение страны. Она расположена в самом центре Евразии. Процессы, происходящие здесь, отражаются на общей международной стабильности. А потому в этой части мира на протяжении столетий пересекались интересы ведущих держав. Естественно, этот фактор учитывался, когда в 1979 году советским руководством принималось решение о военной помощи. Тем паче у СССР и ДРА были общие границы. Одной из главных задач ограниченного контингента войск было предотвратить распространение исламского экстремизма на территории советских мусульманских республик.
Не менее важен еще один аспект – наше военное присутствие в этой стране сдерживало наркоторговлю, а после того, как войска были выведены, там расцвел преступный бизнес. Сейчас афганский трафик – серьезная международная проблема, решением которой озабочены многие государства.

* Ми-24 использовался в 45 армиях мира и «участвовал» в 30 военных конфликтах. На этом воздушном судне установлено два мировых рекорда. Первый – по скороподъемности был достигнут в 1975 году (3000 метров за 2 минуты 34 секунды и 6000 метров за 8 минут 31 секунду). Второй – по скорости полета для вертолетов – имел место в 1978 году (368,4 километра в час).

По ту сторону линии фронта
«Особо идейных душманов в Афганистане я не видел», – говорит участник боевых действий в этой стране Герой Советского Союза Николай Малышев. По его словам, многие моджахеды в ДРА воевали как наемники – за деньги, а финансовая поддержка шла из США.

Воюют грамотно
Так боевой офицер Малышев оценивает действия наших летчиков в Сирии. При этом он отмечает, что российским военным приходиться отражать еще и информационные атаки Запада, который постоянно пытается дискредитировать Россию и обвинить ее в гибели «умеренной оппозиции». Однако есть средства объективного контроля и с их помощью Минобороны РФ доказывает, что удары наносятся по объектам террористов.

Качественный скачок
Николай Малышев отмечает, что в последние годы в России особое внимание уделяется перевооружению армии. В качестве примера он приводит авиацию: «Сейчас вертолеты оснащены таким оборудованием, что могут летать ночью как днем. Это очень важно, поскольку в темное время суток сложно ориентироваться и отыскивать цели».

На фото: Герой Советского Союза Николай Малышев; вертолет Ми-24.

Справка «ГЧ»

За 10 лет Афганской войны в боевых действиях в этой стране приняли участие свыше 650 тысяч советских военнослужащих. Потери составили почти 15 тысяч человек. К государственным наградам были приставлены более 200 тысяч, в том числе 11 тысяч посмертно. Начиная с 2011 года, в РФ установлен День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В качестве даты выбрано 15 февраля. В 1989 году в этот день был завершен вывод войск с афганской территории.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели