Если у ребенка проблемы с речью, что делать?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Если у ребенка проблемы с речью, что делать?

8 августа 2018 / просмотров – 321
Чижик

Когда обращаться к логопеду? Как организовать специальные занятия дома? А также о пользе артикуляционной гимнастики для дошкольников, читаем в материале «ГЧ».

Большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до 1 сентября. Некоторые находят выход из ситуации, нагружая малышей непосильной работой. Логопеды и воспитатели рассказали о правильных приемах коррекционной работы.

Дошкольные учреждения, представляя собой начальную ступень общей системы образования, должны вместе с семьей заложить основы личности и нравственности ребенка, подготовить его к школе. Решение этой задачи непосредственно связано с общением (в семье, детском саду) со сверстниками. Главную роль здесь играют взрослые, как хранители опыта, знаний, умений и культуры. Передача этих ценностей без вербального контакта обеднена или вовсе невозможна.

Коррекционная работа в специальном детском саду тесно связана с развитием понятийного мышления, расширением познавательных возможностей. Она позволяет дошкольникам ориентироваться в окружающей действительности, получать элементарные систематические представления о природе и общественных явлениях. Новые впечатления расширяют лексикон.

Укрепление здоровья детей – ценностный приоритет

В соответствии с действующим законодательством образовательная деятельность по программе дошкольного обучения осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, так и в отдельных компенсирующих, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Депутат Государственной Думы Сергей Чижов, совместно с членами Комитета ГД, подчеркивает значимость дошкольного образования. Бюджетная деятельность Госдумы направлена и на улучшение регулирования в общей системе, в том числе на распределение средств на развитие и организацию обучения детей с нарушениями речи, готовятся предложения по совершенствованию нормативной базы и повышению доступности логопедической помощи ребятам, в частности ведется разработка положения о деятельности логопунктов в дошкольных учреждениях.

«В образовательной сфере учитываются особенности каждого ребенка. Помимо повышения квалификации педагогов, уделяется внимание работе с детьми с ограничениями здоровья, организации их обучения. Поддержка оказывается не только родителям, но и дошкольным образовательным учреждениям. Все эти направления способствуют успешной социальной адаптации ребенка в будущем, – подчеркнул парламентарий. – В рамках корректировки федерального бюджета на 2018 год на сферу образования дополнительно было выделено свыше 3,45 миллиарда рублей. Общий объем финансирования увеличился до 667 миллиардов рублей, в том числе на дополнительное образование до 18,2 миллиардов. Приоритетным направлением для страны остается обеспечение доступности дошкольного образования. Регионам в этом году выделены дополнительные средства – порядка 259 миллионов рублей – на развитие инфраструктуры системы дошкольного и общего образования. Воронежская область получила в этом году более миллиарда рублей из федерального бюджета на модернизацию дошкольных учреждений областного центра и районов. Это позволит решить задачу ликвидации очередей в детсады, построить новые и реконструировать старые объекты».

Дети с особыми потребностями могут получать дошкольное образование в учреждениях, на базе которых открыты «лекотеки» (прим. ред. служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития), где оказывается образовательная услуга детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, не имеющим возможность осваивать программу в полном объеме. Деятельность учреждения направлена на создание условий, обеспечение психолого-педагогического сопровождения и социализации, поддержки развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также на оказание психолого-педагогической помощи их родителям. В регионе функционируют 29 лекотек в 20 муниципальных образованиях.

Логопеды работают во всех детских садах, где есть воспитанники с нарушениями речи, которым рекомендованы занятия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

О пользе артикуляционной гимнастики

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают развиваться и общаться со сверстниками. Логопеды советуют начать заниматься артикуляционной гимнастикой каждый день. С её помощью преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь ежедневно по 5–7 минут. Выучите и повторяйте с детьми специальные стихи.

Главный совет логопедов: будьте терпеливы, ласковы и спокойны и у вас все получится.

Логопедические занятия дома

Для проведения домашних логопедических занятий вам понадобится: настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений; «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «посуда» и «овощи»); муляжи фруктов, овощей; разрезанные картинки из двух и более частей, кубики.

В школу без дефектов речи

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства коммуникации:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная развитость фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда – устранить дефекты произношения и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Справка «ГЧ»

Советы логопеда:

1. Заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо, чтобы развить мышцы щек и языка. Покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
2. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
3. Говорите четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу, меняя порядок слов.
4. Не употребляйте слишком много длинных фраз.
5. Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.
6. Обучайте в игре.
7. Расширяйте лексикон малыша.
8. Развивайте фонематический слух.
9. Читайте как можно больше коротких стихов и сказок.
10. Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет становится все понятнее, и не только маме.

Справка «ГЧ»

Профессия «воспитатель» является одной из самых сложных, так как на плечи именно этих специалистов возложена миссия по формированию полноценной личности, а также ответственность за жизнь и здоровье подопечных.

Воспитатель должен создавать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укреплять веру ребят в собственные возможности, формировать интерес к занятиям, сглаживать отрицательные переживания, связанные не только с несовершенством произношения, но и с другими важными этапами развития малышей. Именно поэтому труд педагогов дошкольного образования – важный и нужный.

С целью повышения социального статуса воспитателей, оценки их деятельности и профессионализма Центр Галереи Чижова проводит традиционный конкурс народного признания «Лучший воспитатель». Каждый участник достоин награды!

Уважаемые воронежцы, присоединяйтесь к формированию объективного народного рейтинга лидеров дошкольного образования, поддержите вашего воспитателя в борьбе за ценный приз и общенародное признание.

Торопитесь зарегистрироваться на сайте vospitatel.glch.ru до 9 сентября и проголосовать за лучшего педагога!

Экспертное мнение

Галина ШАНДУРА, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» г. Воронежа:

– Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Экспертное мнение

Ольга ЮШКОВА, учитель-логопед детского сада комбинированного вида № 33 г. Воронежа:

– Основная трудность для родителей в организации домашних логопедических занятий – нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать малыша. Так как основная деятельность – игра, то занятия должны строиться по её правилам. Для достижения результата заниматься нужно каждый день: проводить игры на развитие мелкой моторики, слухового внимания или фонематического слуха, на формирование лексико-грамматических категорий, артикуляционную гимнастику. Только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично!

Экспертное мнение

Анна МЕЩЕРЯКОВА, воспитатель детского сада №33 г. Воронежа:

– Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым является переход в новый социальный статус – от игровой деятельности к учебной. Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, уверенность в своих возможностях.

Ольга Базелюк
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели