Сальвадор Дали в литературе
Лихо закрученная интрига, на редкость колоритные персонажи и невероятное происшествие в финале... Сюжет этого произведения знают практически все. «Женитьба» Гоголя – вещь хрестоматийная. И даже те, кто не читал, примерно представляют, что там происходит.
«Ставить ее так, как ставили все, нет смысла. Это касается любой классики, – уверен художественный руководитель драмтеатра Владимир Петров. – Если у тебя есть понимание материала, и ты хочешь высказать свое виденье пьесы, тогда берись. А просто надеть костюмы, расставить мебель и договориться, кто откуда выйдет, чтобы не столкнуться – пустая трата времени».
Как ни странно в «Женитьбе», где постоянно ведутся разговоры о свадьбе, слово любовь не упоминается ни разу. Это мир без чувств, но зато со свахой, двухэтажным домом и торжественной церемонией. Гоголь, по мнению автора постановки, – далеко непростой автор с трезвым и суровым взглядом на мир, своеобразный «Сальвадор Дали в литературе».
«Прочитав эту пьесу, я подумал: Господи, какой страшный человек Гоголь! – рассказывает режиссер Никита Рак. – Он препарирует людей и говорит, что мы не свободны и делаем не то, что хотим, а то, что нужно. Например, женимся. Даже если никто не заставляет. Мы сами загоняем себя в угол, придумывая какие-то рамки. Это произведение потрясло меня своим цинизмом».
Премьера спектакля намечена на 17 декабря.
Смех сквозь слезы
«Комедии, которые призваны просто смешить, не заслуживают того, чтобы их ставили», – цитирует одного из своих героев Владимир Петров. Он взялся за постановку пьесы Коко Митани потому, что история, написанная японским драматургом, неожиданно стала актуальна в России. Даже с учетом того, что в ней нет составляющих, которые, как правило, интересует публику – страдающих женщин и закрученных любовных историй.
В «Академии смеха», которую воронежцы впервые увидят 21 декабря, обыгрывается на первый взгляд «заезженная» тема противостояния художника и власти. Спектакль о том, как в увлекательном психологическом поединке между талантливым комедийным автором и лишенным чувства юмора цензором, побеждает искусство.
Цензура не нужна, говорит, человек, отвечающий за нее, можно просто отменить все спектакли: «Такое время настало, что народ должен сплотиться воедино. Зачем нам театр? Не время отдыхать и развлекаться!»
«Это достаточно парадоксальная пьеса, не глупая, – объясняет Владимир Сергеевич. – И я пытаюсь сделать ее еще более внятной, объемной и может быть даже смешной. Публика вряд ли знакома с произведениями Коко Митани, и я просто хочу рассказать вам эту историю».
По щучьему велению, по моему хотению…
26 декабря в драмтеатре начинается череда новогодних спектаклей. На этот раз юных воронежцев ждет встреча с Емелей, который нашел свое счастье. Современную инсценировку классической сказки с использованием видеопроекций и интерактивных элементов представит Никита Рак.
«Перед нами стояла сложная задача – предложить что-то свое, но в рамках новогодних традиций, – поясняет режиссер. – Поэтому помимо елки, Деда Мороза и Снегурочки мы попытались найти некую изюминку, сказочный тонкий переход из пространства зрительного зала в фойе, где и начнется праздник».
Кстати, в этом году елка будет стоять не по центру, как обычно, а сбоку, чтобы детям было удобнее играть и водить хороводы. Новогодний спектакль про Емелю будет идти на протяжении всех зимних каникул.