Детский сад vs домашнее воспитание

28 июля 2016 / просмотров – 555
Чижик

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: отдавать ли ребенка в детский сад? Какие плюсы и минусы несет в себе посещение этого учреждения и не лучше ли выбрать так называемое домашнее воспитание, тем более в последнее время оно набирает все большую популярность? Об этом и многом другом – в нашей сегодняшней статье.

Первая школа общения
Итак, из плюсов, ради которых ребенку стоит идти в детский сад, можно выделить:
• наличие коллектива сверстников. Общение с взрослыми никогда не сможет заменить детский «муравейник», необходимый для полноценного развития малыша. Контактируя друг с другом, дети учатся действовать сообща, делиться, уступать, идти на компромисс, понимать других, помогать и сочувствовать своим ближним.
• условия для формирования навыков самоорганизации, которые, безусловно, пригодятся в жизни.
• отлаженный образовательный процесс, предоставляющий ребенку возможность попробовать себя в самых разных видах деятельности, а также системность занятий.
• комплексный мониторинг развития малыша. В хорошем детском саду всегда работает команда специалистов: врач, психолог, логопед и так далее.
• дисциплина и режим дня, способствующие формированию привычек, которые уже во взрослой жизни помогут эффективно работать.

Тем не менее, есть и минусы:
• сведение к минимуму общения с родителями – если ребенок ходит в детский сад, то с мамой и папой он видится всего по несколько часов в день. Но в этом нет ничего страшного, если уделять особое внимание качеству этого общения. Поговорите с ребенком, почитайте ему книжку, а не усаживайте перед телевизором, занимаясь делами по хозяйству, иначе вы рискуете потерять контакт со своим малышом.
• дурной пример. В садике ребенок может научиться чему-нибудь плохому. Это действительно так, но, как показывает практика, если в семье малыш получает хорошее воспитание, никаких поведенческих проблем в будущем у него возникнуть не должно.
• постоянные инфекционные заболевания. Многие отмечают, что посещение детского сада увеличивает вероятность развития различных болезней.. На самом деле, дети часто болеют только в период привыкания к группе.

Яркая индивидуальность или тепличное растение?
Домашнее воспитание хорошо тем, что:
• только оно может быть в полном смысле индивидуальным, учитывающим особенности и склонности малыша.
• дома кроха находится под вашим надежным присмотром. Вы всегда контролируете, где он и что делает.
• качество питания, конечно же, не сравнится с детсадовским.
• в нормальной семье ребенок не испытывает стресса, ведь вокруг – только родные люди, которые вовремя ободрят, помогут, подскажут.
• находящемуся дома крохе уделяют максимум внимания, а в группе воспитатель может даже и не заметить затруднений или проблем малыша, ведь у него 20–30 «подопечных».

Звучит хорошо, и, кажется, это то, что нужно для вашего чада, но не спешите с выводами, так как домашнее воспитание таит в себе и ряд подводных камней:
• жизнь не ограничивается семейными рамками, и когда-нибудь малышу придется выйти из «изоляции». Задумайтесь, сможет ли он эффективно общаться с окружающими и противостоять негативным факторам, получив совершенно «тепличное» воспитание.
• спасенный от разных «болячек» в детском саду, малыш рискует переболеть ими во взрослой жизни. А ведь многие из них, например ветрянку или краснуху, ребята постарше переносят намного тяжелее.
• обучаясь в группе, ребенок может сравнить свои достижения с успехами сверстников. По мнению психологов, это положительно влияет на формирование самооценки и «прививает» способность критично относиться к себе. При домашнем воспитании это не происходит.
• ну и последнее, отсутствие режима может обернуться проблемами в школе и – в дальнейшем – на работе. Ведь туда придется ходить, не когда это удобно, а по строгому расписанию.
В общем, как всегда, универсального рецепта нет. Придется взвесить все за и против и выбрать вариант, подходящий именно вашему малышу.

Экспертное мнение

Вера МОГИЛЕВА, кандидат психологических наук, детский психотерапевт
– Родители, которые собираются отдать своих малышей в садик с целью их социализации, должны учитывать, что для этого нужен не только детский коллектив, но и определенные условия: четкие правила, независимость, самостоятельность ребенка, его включенность в среду и ответственность за происходящее. Если все это организовано – несомненно, детский сад выигрывает в сравнении с домашним воспитанием, где социализация невозможна (исключение составляют лишь многодетные семьи). Но, на мой взгляд, наша традиционная система дошкольного образования в этом плане хромает. Зачастую правила негласные и воспитательница может иметь в виду одно, говорить другое, а делать третье. Например, она может отругать малыша за то, что он взял какую-нибудь игрушку из шкафа. При этом изначально ему никто не говорил, что этого делать нельзя. В итоге ребенок получает достаточно большой стресс и учится лишь приспосабливаться к манипулятивным ситуациям и «лавировать». Мне больше импонируют учреждения, использующие в своей работе методику Монтессори,* где крохам озвучиваются все правила и в соответствии с которыми малыши строят отношения между собой и с окружающим миром. Кроме того, здесь не дети адаптируются к садику, а он – к ним. Буквально 8 лет назад в Воронеже почти никто не знал об этой системе, сегодня же в нашем городе большое количество садиков и небольших Монтессори-центров – родителям есть из чего выбрать.

* Монтессори – система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Основными принципами методики являются самостоятельность, свобода в установленных границах и естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка.

С места событий

Ника, мама 3-летней Софии
– Я дочку отдала в сад в годик, причем в группу, где остальные дети были существенно старше нее. Конечно, не сразу на целый день, сначала привыкали. Сейчас ей очень нравится. Из плюсов – Соня сразу стала хорошо кушать, появилась усидчивость (раньше, чтобы ее заинтересовать, к примеру, рисованием, нужно было приложить ну о-о-о-очень большие усилия). Правда, дочурка научилась драться и «принесла» домой парочку «нехороших» словечек. Но я не вижу в этом ничего страшного, не можем же мы ее совсем от мира отгородить!

С места событий

Анастасия, молодая мама:
– Я своего сына, когда он подрастет, в садик отдавать не буду. Все это коллективное воспитание придумали в Советском Союзе, чтобы люди работали, не отвлекаясь на декрет. Раньше же ничего подобного не было, при этом малыши нормально входили во взрослую жизнь. Я сама в детстве поменяла 3 дошкольных учреждения и с ужасом вспоминаю то время. Так что, если есть возможность, советую только домашнее воспитание.

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели