Дело узника № 14648
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Дело узника № 14648

11 июня 2013 / просмотров – 3549
Реальная история
Когда отец нашей землячки Татьяны Сычевой Филипп Агарков пропал без вести, она была еще ребенком. Долгие годы семье не было ничего о нем известно. Пролить свет на события 70-летней давности удалось с помощью архивных данных. Выяснилось, что Филипп Агарков погиб в концлагере близ Берлина. Недавно его внук Александр Сычев смог посетить место, где погребен дед.

В «смертельном мешке» под Харьковом

Биография Филиппа Агаркова 1905 года рождения схожа с историей многих простых тружеников, по судьбам которых прокатился беспощадный каток войны. До вторжения фашистов он жил с семьей в деревне, трудился в колхозе. В «огненные сороковые» пошел воевать с гитлеровцами на фронт. Домой Филипп Петрович уже не вернулся.

Теперь известно, что роковыми для него стали события 1942-го под Харьковом, где тогда развернулись ожесточенные бои. В мае на этом участке фронта была предпринята наступательная операция, на которую советское командование возлагало особые  надежды, рассчитывая захватить инициативу на юге. Однако именно здесь немцы сконцентрировали большие силы для летней кампании. 17 мая они начали контрнаступление по флангам и наши войска оказались в «смертельном мешке». Три советские армии были окружены и понесли тягчайшие потери. Тогда в плен попали тысячи советских бойцов и в их числе Филипп Агарков.

По следам трагедии военных лет

Прояснить его судьбу удалось, когда Татьяна Филипповна обратилась в Региональную местную общественную приемную председателя партии «Единая Россия».

Сведения, необходимые семье Сычевых, были найдены на сайте Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Здесь в обобщенном банке данных «Мемориал» собрана информация о воинах, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной. Основной массив материалов – донесения боевых частей о безвозвратных потерях, похоронки, данные госпиталей, трофейные карточки советских военнопленных, паспорта захоронений бойцов. Сведения об Агаркове были обнаружены в карте заключенного концлагеря для военнопленных STALAG III D BERLIN, где фашисты, следуя своей обычной «лагерной практике», присвоили ему номер 14648. В такие учетные карточки немцы заносили фамилию, имя, отчество узника, дату и место рождения, место и время пленения, фото, дактилоскопический оттиск. Так удалось узнать, что Агарков попал в плен 12 июня 1942 года в «котле» под Харьковом. 28 января 1943 года узник погиб в лагерном лазарете.

Захоронение у Олимпийской деревни

Основываясь на этих данных, внук Филиппа Петровича – преподаватель ВГУ Александр Сычев продолжил поиск. Так, выяснилось, что умерших в лазарете, где не стало его деда, хоронили в предместье Берлина Далльгов-Дебериц. Деберицкая долина куда больше известна Олимпийской деревней, возведенной для участников XI Игр в Берлине. Там и сейчас можно увидеть Олимпийский стадион. Туристам в Сети его рекламируют как достопримечательность. А неподалеку находится территория, где нацисты погребали  военнопленных…

В книге немецких историков Александр нашел схему размещения участков захоронения. Увидеть это место воочию ему помог координатор международной поисковой группы Эдуард Птухин. У этого человека необычная история. Он родился в Таджикистане, который тогда был еще советской республикой, служил в Афгане. Сейчас Эдуард – гражданин Германии, но не забывает о корнях. Дед Птухина тоже не вернулся с войны. Стремление найти место его погребения со временем вылилось в масштабную деятельность по поиску военных захоронений и восстановлению имен павших. В работе участвуют россияне, украинцы, немцы, представители других стран. Результаты публикуются в Интернете. «Весной этого года у меня планировалась командировка в Германию, – рассказывает Александр, – я задал на форуме Эдуарду вопрос по поводу захоронения, и он предложил отвезти меня в Дебериц…»

Контрасты Деберицкой долины

Там нет ни памятников, ни крестов. И, в общем-то, некрополя как такового нет, хотя в свое время здесь можно было увидеть индивидуальные могилы. Как это горько не звучит, но кладбище пришло в запустенье уже после войны, когда территория стала частью советской оккупационной зоны, а затем – дружественной СССР ГДР. Причиной тому послужила идеология, согласно которой попавшие в плен приравнивались чуть ли не к изменникам. В итоге могилы военнопленных остались без должного присмотра. А ведь совсем рядом находится официальное кладбище, где лежат советские бойцы, погибшие при штурме Берлина. Оно поддерживается в порядке. Там есть мемориал с их фамилиями. По словам Александра, сейчас поисковики добиваются перенесения останков на это кладбище. Пока же заброшенный некрополь – в частном владении местного фермера, который очень не любит, когда на его земле появляются «посторонние».

И все же Александру удалось посетить это знаковое место и оставить там горсть родной земли, повесить крестик на деревце, неподалеку от которого по его расчетам похоронен Филипп Петрович. Это был один из самых волнующих моментов в его жизни.

Правовой аспект

В этой истории есть еще один важный момент. Дочь Филиппа Агаркова, инвалид с детства по слуху, может претендовать на социальную выплату как член семьи погибшего военнослужащего. Основанием служит Федеральный Закон от 7 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Вот только на практике применить его в подобных случаях непросто. Вопрос решается в судебном порядке, и суду нужны доказательства, что военнослужащий  не сдался в плен по своей воле. Надо ли говорить, что предоставить показания свидетелей или иные подобные документальные подтверждения в контексте событий 70-летней давности практически невозможно? Это серьезная проблема, и сейчас специалисты Общественной приемной ведут работу, чтобы найти адекватный механизм решения в таких ситуациях. Семье Сычевых оказана помощь в составлении искового заявления. Для того, чтобы собрать пакет документов для суда, в Центральный  архив Минобороны РФ был направлен депутатский запрос. Ответ подтвердил, что информация, содержащаяся в базе данных «Мемориал» относится к Филиппу Петровичу. Кроме того, архив предоставил   копии необходимых документов. Сотрудники приемной надеются, что судебное решение будет положительным.

 

Как найти сведения о близких, пропавших в годы войны?

Помощь в этом окажут специалисты общественной приемной. По обращению граждан они разыщут на сайте Центрального Архива Минобороны информацию о звании участника Великой Отечественной войны; о части, в которой он служил, о дате и причине смерти, месте захоронения. Родственникам будут переданы отсканированные копии документов-первоисточников, содержащих персональные данные. Эти материалы позволяют с большой точностью идентифицировать погибших. Если вам интересна эта информация, звоните по телефону 252 – 45 – 17.

 

Военнослужащие Красной Армии, взятые в плен фашистами, стали первыми жертвами  запланированного нацистами уничтожения большей части «славянских недочеловеков», как гитлеровцы называли наших соотечественников. Их труд использовали для самых изнурительных работ. Им не оказывали медицинской помощи. Установлено, что отравляющие вещества для массового истребления были впервые применены по отношению к советским военнопленным.

 

Одна из самых страшных акций в отношении советских военнопленных была осуществлена в концлагере Заксенхаузен – единовременный расстрел  18000 солдат и офицеров, доставленных с Восточного фронта. Они были застрелены эсэсовцами по одиночке выстрелами в затылок. Это массовое убийство фашисты назвали «русской акцией». Ее исполнители были поощрены нацистским руководством отпуском в Сорренто.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели