Заповедная дача
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Заповедная дача

8 июля 2013 / просмотров – 4204
Истфакт
Мы продолжаем рассказ о владениях бывшей Троицкой слободы, экскурсию по которым мы совершили с краеведом Ольгой Рудевой. На этот раз речь пойдет об удивительном доме, расположенном на улице Луначарского.

Ворота в другой мир

Он схоронился за неприметными зелеными воротами, но стоит зайти внутрь, и начинаются чудеса. В купеческий особняк, построенный еще в начале XX века, ведет столетняя жасминовая аллея. На столике во дворе красуется баташевский самовар. До революции такие творения семейного предприятия Баташевых были необычайно популярны и даже породили массу подражателей, производящих, как сейчас говорят, контрафактную продукцию. Но этот самовар настоящий, фирменный – с фабричным клеймом.

Сам дом как будто с открытки – нарядный, сохранивший колорит своей эпохи. Взгляд невольно задерживается на «вкусных деталях». Окна украшены резными деревянными наличниками. На входе – оберег в виде подковы и металлическое кольцо (такими пользовались до появления электрических звонков). За распахнутой дверью видна старинная лесенка с тонкими фигурными балясинами…  Все ухожено, современные артефакты удачно вписываются в исторический облик особняка. Сразу видно, этот островок прошлого в заботливых руках.

Из летописи «водного памятника»

Здесь живут замечательные, приветливые люди – семья Беленовых. Марина трудится в отделе редких книг библиотеки ВГУ, Леонид – юрист. Они трепетно относятся к истории дома, большая часть которой связана с предками Марины.

Особняк приобрела в 1928 году ее прабабушка Татьяна Николаевна – удивительная женщина, совмещавшая заботу о многодетной семье с научными изысканиями. В Воронеж она перебралась из села Ступино, что близ Рамони. Здесь еще в начале XX века ее отец Николай Шерешков купил участок леса, мельницу на пруду и обустроил свои владения. Крепкое хозяйство приносило хороший доход, а возведенная силами Николая Федоровича плотина на реке Ивница, спасала от разливов земли окрестных крестьян. Фамилия этого человека сохранилась в народной памяти – водоем в Ступино, где стояла его мельница, по сию пору называют Шерешков пруд. Сейчас это гидрологический памятник, находящийся под охраной государства.

«Королева пчел» из Ступино

Дочь Николая Федоровича унаследовала его энергию и новаторский подход к жизни. Она увлеклась пчеловодством, подвела под свое дело научную базу и достигла впечатляющих успехов. Всерьез заниматься этой сферой Татьяна Николаевна начала после замужества. Дело в том, что в большом хозяйстве ее супруга Петра Щеглова, помимо всего прочего был пчельник из 360 улей. Заботы о нем молодая женщина взяла на себя. Она трудилась на пасеке, вела подробный дневник, где фиксировала жизнь пчел, создала научный центр, где обучала учеников. Ее мед получал престижные награды на всевозможных выставках и поставлялся во владения Ольденбурских. Татьяна Николаевна была хорошо знакома с родной сестрой последнего российского императора Ольгой, которая вышла замуж за сына «рамонской принцессы» Евгении и несколько лет провела в имении под Воронежем. В семье долго хранился портрет Ольги, подаренный Татьяне Николаевне ею самой. К сожалению, он был утрачен, когда в Ступино пришли большие перемены.

В конце 1920-х началась кампания по раскулачиванию. Тогда дом Щегловых приобрел по символической цене местный сельсовет, а его содержимое было выставлено на аукцион. Единичные предметы, что удалось спрятать в семьях работников пасеки, Татьяна Николаевна перевезла в 1928 году в Воронеж. Красавец-самовар остался с тех времен.

Островок «живой истории»

Эти потрясения совпали с личной драмой  – муж ушел из семьи к другой женщине. Вот тогда-то Татьяна Николаевна с детьми и перебралась в наш город.

Особнячок, который она купила после развода с супругом, в свое время был дачей купцов Ульянищевых. «В детстве я часто слышала это от моей бабушки Марии Петровны, – поясняет Марина, – она же рассказывала, что поначалу нижний этаж занимали две женщины по фамилии Ульянищевы – видимо, представительницы данного рода. Одна из них была азартной картежницей и промотала все свои деньги. Как потом сложилась судьба этих женщин неизвестно».

Новые хозяева не перестраивали дом, разве что пришлось перекрыть крышу – в Великую Отечественную она была повреждена. Память о войне хранит чулан – его деревянный потолок изранен пулями. В то же время лишилась своих цветных окон веранда. Их заменили обычными стеклами. Глобальным переменам здание не подвергалось. Его обитатели всегда старались сберечь старинный колорит. Благодаря такому трепетному отношению оно и сейчас как островок «живой истории». Меняется облик города. На его улицах становится все меньше таких вот особнячков, сохранивших дух губернского Воронежа. А заповедная дача по-прежнему радует взгляд и тепло встречает гостей.

 

Улица Луначарского до1923 года именовалось Александровской. Документальные свидетельства, указывающие на происхождение этого названия, до нашего времени не дошли. Краеведы предполагают, что оно имеет отношение к императору Александру II, которого до революции почитали как «царя-освободителя», отменившего крепостное право.

Самый старый участок Александровской расположен между современной улицей Героев революции и железной дорогой. Он существовал уже в середине XIX столетия. Более поздняя часть была проложена вдоль железнодорожного полотна во второй половине XIX века. Долгое время Александровская, как и другие близлежащие улицы, находилась в пригородной зоне.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели