Забытые игры
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Забытые игры

9 августа 2010 / просмотров – 2618
Истфакт
В последнее время мы частенько сетуем на наших отпрысков: «Сидят целыми днями дома, играют в компьютерные игры, будто привязанные к монитору! Вот мы в их годы!» Однако – если уж положа руку на сердце, то мы в их годы …тоже играли. Правда, игры тогда были другими.
Конечно, в них не участвовал «всемогущий» электронный разум, с которым сражается не щадя живота своего современное поколение в многочисленных компьютерных «стрелялках», «бродилках» и «стратегиях». Зато мы целыми днями соревновались на свежем воздухе с живыми, веселыми и порой куда более непредсказуемыми, чем компьютер, сверстниками, стихийно развивая свою практическую «соображалку» и физическую культуру. Некоторые из этих игр журналисты «ГЧ» решили напомнить нашим читателям.
С нашим атаманом не приходится тужить!
А начать мы решили с дворового хита всех времен и народов – «Казаков-разбойников», органично совмещавшего в себе азартную беготню и задания-загадки. На практике это выглядело примерно так.
Участники игры делились по жребию на команды «казаков» и «разбойников» во главе с атаманами. «Разбойники» загадывали секретный пароль и по сигналу пускались в бега. Их путь обозначался стрелками, которые подсказывали «казакам», где искать. При этом разбойничья команда разделялась, чтобы дезориентировать соперников. Чем резвее сверкали пятки у «разбойников» и чем запутаннее получались стрелки, тем больше шансов было найти надежное убежище. А «казаки» тем временем обустраивали «темницу» и придумывали, как будут допрашивать пленных с целью выведать заветный пароль. Погоня начиналась через 15-20 минут. Найденного «разбойничка» отводили в «темницу», где ему приходилось претерпеть допрос, сопровождавшийся щекоткой и прочими безобидными кознями. Задачей «казаков» было переловить всех «разбойников», но, как и в жизни, побеждал сильнейший и мудрейший.
Эти правила имели местечковую специфику. Так, у нас во дворе была своеобразная модификация «Казаков» под названием «Дети капитана Гранта» (тогда на пике популярности был одноименный детский фильм). Правда, точные правила я не воспроизведу, но помню, что вместо классических стрелочек полагалось писать на листочках запутанные задания-подсказки…

Волшебная «клетка»
Повальным девчачьим увлечением были «классики». «Классы» (квадратики) чертились мелом на асфальте и играющие скакали на одной ноге, толкая биту (банку из-под обувного крема, набитую песком), стараясь не задеть черту. Из последнего квадрата биту нужно было вытолкнуть за пределы поля. Затем её бросали в следующий квадрат и так далее. С каждым коном правила усложнялись: игроки с азартом молодых спаниелей прыгали через клетку, согнувшись, хромая, кидали биту вслепую… А выигрывал тот, кто быстрее всех проходил все коны. Массовая любовь к «классикам» привела к тому, что белой «клеткой» были покрыты целые улицы.
Массовая любовь к «классикам» привела к тому, что белой «клеткой» были покрыты целые улицы.

«Резиночный бум»
Еще одним всеобщим помрачением были «резиночки». Как только в них не играли – «по-московски», «по-ленинградски», в «четвертные» и «итальяночку»! Так назывались разные школы прыжков. Саму «резиночку» при этом держали два добровольца – на щиколотках, на поясе, под мышками и даже на шее – в зависимости от уровня сложности. Что мы находили в этих «резиночках»? Да кто ж его знает… Только прыгала без преувеличения вся страна! Пока в дворовую жизнь стремительно не ворвался «бамбик» он же – «бадминтон», как-то разом превратившийся в любимейшую игру детворы. Впрочем, даже тогда «резиночки» сохраняли сильные позиции!
«Детские клады». Популярнейшей забавой девчонок в советские годы были так называемые «секретики»: в земле выкапывалась ямка, на дне которой укладывались детские «сокровища» – фантики, красивые пуговицы, цветы… «Клад» накрывался стеклышком, тщательно маскировался и метился каким-нибудь памятным знаком. «Секретики» делались с эстетическими целями. Кроме того, детвору привлекала атмосфера таинственности, которая окружала процесс создания этого маленького чуда.


«Хали-хало стоп!»
Была еще игра с загадочным названием «Хали-хало». По ее правилам, водящий становился в центр круга игроков, подбрасывал мяч и называл имя любого игрока с этой самой приставкой – скажем, «Хали-хало – Саша». Тот, чье имя назвали, должен был поймать мяч и выкрикнуть «Хали-хало – стоп!» Остальные игроки в течение этих долей секунд должны были удрать как можно дальше от него, а после выкрика все замирали. Затем «Хали-хало» выбирал «жертву» и на глазок определял, сколько до неё шагов. Шаги в этой игре были обычные, гигантские (на весь размах ноги), «лилипутские» (когда передвигаться можно было, приставляя носок к пятке), муравьиные (один шажок на носочке сразу перед другим), утиные (вприсядку)… «Фишка» заключалась в том, чтобы правильно определить расстояние, с которого можно попасть мячом в «жертву». Сама же «жертва» тоже не должна была пассивно ждать своей участи, а стараться поймать мяч или увернуться. Получилось? «Хали-хало» остается водящим. Не вышло? Ступай сам в круг – водить…

Тетрадки-анкеты были непременным атрибутом барышень возрастом от 12–13 до 15 лет. В лучших традициях наших прапрабабушек, заводивших альбомы с цитатами поэтов, в этих тетрадях любовно переписывались популярные песни, хранились вырезки с фотографиями кумиров, создавались вопросники и особые разделы, посвященные гаданиям. Анкеты заполняли и мальчишки, поэтому обладательницы подобных «творений» изобретали наводящие вопросы, чтобы разведать, какими качествами должна обладать девочка, пользующаяся популярностью у мужской половины класса.

Явки, пароли
«Вышибалы», «съедобное-не съедобное», «колечко-колечко», «ножички», «прятки»… Разве всё перечислишь? Из подвижных игр несколько выбивалось строительство «штабов». Их устраивали в разных укромных местах, в виде шалаша на природе или обжитого уголка в подвале собственного дома. В «штаб» допускались только посвященные – представители своей компании, а в довесок к секретному месту полагались пароли и особые шифры, представлявшие собой потайное письмо наполовину из букв, наполовину из цифр и придуманных знаков. Это была чистой воды абракадабра, но мы умудрялись использовать ее в практических целях, зашифровывая послания друг другу на уроках.
Кроме того, в повседневный арсенал каждого уважающего себя ребенка входили трубочки из шариковых ручек (из них было здорово обстреливать одноклассников катышками из бумаги) и пустые флаконы из-под шампуня, модернизированные в «брызгалки». А еще мы запускали змея – самодельного, собственноручно декорированного пиратским черепом с костями, и ужасно переживали: взлетит – не взлетит? Как правило, змей взлетал (еще бы, столько сил тратили на подготовку полёта!), и это было счастье…
Уважаемые читатели! У вас остались добрые воспоминания об играх детства? Поделитесь ими с нами по телефону 61-99-99 или по электронной почте: pressa@gallery-chizhov.ru

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели