За стеклянной стеной: как живут люди с нарушением слуха
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

За стеклянной стеной: как живут люди с нарушением слуха

29 декабря 2016 / просмотров – 2405
Верую!

Они не встают по звонку будильника, не объясняются с продавцами, не слушают в машине радио – вот то немногое, что мы знаем о тех, кто не слышит. Известная писательница слепоглухонемая Хелен Келлер писала: «Слепые оторваны от предметов, глухие – от людей». С этим согласны и ученые, считающие, что отсутствие слуха для человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому как изолирует от полноценного общения с людьми. Об адаптации глухих в современном обществе рассказывают сотрудники Воронежской школы-интерната №6 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этикет за чертой тишины
Не слышащих людей часто называют глухонемыми, но использовать этот термин не совсем корректно, ведь он может применяться только к узкой группе лиц – нарушения слуха не лишают способности к коммуникации. Часто встреча с глухим человеком приводит слышащих в замешательство. Возникают неловкие ситуации – люди повышают голос, начинают искать, на чем бы написать записку, ошибочно принимают не слышащего за умственно неполноценного человека. Об особенностях общения за чертой тишины рассказывает воспитатель, художественный руководитель ансамбля «Поющие сердца» школы-интерната №6, Галина Федорова, – «Чтобы обратиться к слабослышащему человеку, не нужно кричать – достаточно привлечь внимание легким прикосновением или помахать рукой. Главное не отворачиваться потому, что вас «слышат глазами». Необходимо медленней и четче проговаривать слова, чтобы собеседник легче мог читать по губам». Также можно постараться объяснить суть пантомимой, поскольку артикуляция подобна почерку, бывает как четкой, так и неразборчивой. Не стоит затруднять понимание собеседника сложными фразами, лучше говорить простыми предложениями без сокращенных слов, фразеологизмов и обособлений.
Понятно без слов
В 2012 году Госдума приняла поправки в закон «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Так жестовый язык получил государственную поддержку и стал одним из официальных в Российской Федерации. «В наши дни существует много учебной литературы, фильмов, курсов для освоения жестового языка. Конечно, его изучение нельзя сопоставить с иностранным, но при желании и постоянной практике найти взаимопонимание возможно. Чтобы улучшить эффективность общения между преподавателем и учеником в нашем учреждении, уже сейчас проводятся мероприятия по переподготовке кадров. Это решение принято на государственном уровне и теперь педагоги, работающие со слабослышащими детьми, должны иметь вторую специализацию – дефектолог. Учитель сможет интересней и легче подать свой предмет, зная особенности восприятия своих учеников», – говорит директор школы-интерната №6 Евгений Николькин. Кстати, жестовые языки почти не зависят от звуковых: например, между языком глухих США и русским жестовым много общего, поскольку оба основаны на французской сурдопедагогической методике.
Социальная адаптация в «стране глухих»
С развитием технологий появилось множество девайсов для облегчения жизни глухих людей: будильники и дверные звонки со световыми импульсами, стационарные видеотелефоны, радионяни с вибросигналами, мобильные синтезаторы речи. Вызов такси, заказ еды, оплата услуг ЖКХ не становятся проблемами, если есть Интернет. Однако, человек, который выключен из мира звуков, по-прежнему вынужден предельно внимательно передвигаться по оживленной улице, молча указывать продавцам в магазине на конкретную вещь, просить провизора снять медицинскую маску, чтобы читать по губам. С такими ситуациями не слышащим людям приходиться сталкиваться каждый день с раннего детства. Чтобы ребенок был готов к подобным трудностям, в школе-интернате №6 преподаются предметы, помогающие с социальной адаптацией. Ребята с первого класса изучают основы безопасности жизнедеятельности и социально-бытовой ориентировки. «Такие занятия, как правило, состоят из двух частей: теоретической и практической. Например, тема занятия – «Аптека». Сначала дети рассматривают учреждение на картинках, преподаватель рассказывает, как правильно себя вести, в классе разбираются конкретные бытовые ситуации. После теории, мы устраиваем мини-экскурсию в настоящую аптеку, где дети могут увидеть, как обустроено учреждение, и применить полученные навыки. Подобные занятия усложняются по мере взросления учеников, мы стараемся охватить много тем – от правил дорожного движения до посещения кинотеатра», – поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната №6, Римма Лушпаева.

К медалям без барьеров
Женская волейбольная команда школы-интерната №6 в прошлом году заняла второе место на чемпионате России среди неслышащих спортсменов. Призовые места завоеваны и на соревнованиях по шахматам, а также греко-римской борьбе.
Жесты вместо тысячи слов
Среди множества заслуг воспитанников и выпускников обязательно нужно отметить недавнее достижение ансамбля интерната «Поющие сердца». На Международном фестивале для детей с ограниченными возможностями «Душа поет» жюри удостоило воронежских артисток дипломом первой степени. По признанию сотрудников интерната, участие слабослышащих ребят в подобных проектах необычайно важно. Для детей, которые не могут выразить чувства и эмоции словами единственная возможность самовыражения – творчество.

23 декабря в школе-интернате №6 состоялся новогодний бал-маскарад, который традиционно прошел при поддержке Центра Галереи Чижова. Выступления детей сопровождались сурдопереводом, но присутствующие зрители чувствовали, что ребята поют не руками, а сердцем.

С места событий

Евгений Николькин, директор «Воронежской школы-интерната №6 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»:
– Мы давно сотрудничаем с Центром Галереи Чижова, поэтому хотелось бы выразить искреннюю благодарность автору этого проекта Сергею Викторовичу. В результате совместного плодотворного сотрудничества реализуются социально-значимые проекты, ученики принимают участие в международных фестивалях, проведен косметический ремонт школы. Результат нашей совместной работы – счастливые улыбки детей и довольные родители, а это самые лучшие и значимые показатели.

Софья Беляева
239-09-68
36glch@gmail.com
Александр Томилин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели