За штурвалом «летающего компьютера»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

За штурвалом «летающего компьютера»

13 декабря 2012 / просмотров – 3132
Будущее
Борисоглебская учебная авиабаза, аэродром, новенькие Як-130… От кабины пилота меня отделяют всего пять ступеней. Через несколько секунд я уже внутри: переключаю тумблеры, смотрю на мониторы, рука произвольно тянется к штурвалу… Жаль не хватает знаний, иначе обязательно бы вырулила на взлетную полосу и взмыла в небо. Не каждый день приходится сидеть в кабине самолета пятого поколения. Но есть люди, которым повезло больше – это курсанты авиабазы. В начале декабря впервые в России здесь начались занятия по подготовке пилотов так называемого «летающего компьютера».

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Александр ГРУНЬ, командир Борисоглебской учебной авиабазы, полковник:
Як-130 с полным правом можно назвать машиной пятого поколения. Превосходная аэродинамика и электронное оборудование позволяют смоделировать поведение разных типов воздушных судов: от истребителя до транспортного самолета. Не смотрите на то, что он маленького размера: Як-130 обладает огромными возможностями.
Единственная сложность, которая может возникнуть при обучении курсантов – преодоление психологического барьера при переходе с механических приборов информационно-управляющего поля на электронные. В кабине самолета установлены три монитора, которые позволяют летчику считывать необходимые сведения о состоянии всех систем и владеть обстановкой, в удобном для него режиме.

СПРАВКА «ГЧ»
Характеристики Як-130

Экипаж: 1 человек
Длинна: 11, 49 м
Размах крыла: 9, 84 м
Максимальная скорость: 1060 км/ч
Вооружение: пушки калибра 23 мм; управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, Р-77; блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, корректируемые и обычные бомбы
Ресурс самолета: 10 000 часов

Минобороны РФ и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку ВВС 55 самолетов Як-130 до 2015 года. Госпрограмма вооружений 2011-2020 предусматривает закупку 65 подобных судов. В прошлом году компания приступила к поставке этих машин на экспорт, емкость рынка в среднесрочной перспективе оценивается в 250 единиц.

На фонаре кабины Як-130 лента взрывчатки – в критической ситуации, при аварии стекло не отстреливается, как прежде, а разлетается на куски. Это экономит время при катапультировании. «Лицо, конечно, может поцарапать, – предполагают летчики. – Но это мелочи, когда на кону ваша жизнь».

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели