За чертой закона. Из истории преступлений в воронежском крае
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

За чертой закона. Из истории преступлений в воронежском крае

8 ноября 2011 / просмотров – 3466
Истфакт
На днях областная прокуратура прекратила уголовное дело, возбужденное по обвинению в шпионаже в отношении некого Бронислава Млынарского. Этот житель Воронежа был приговорен к 3 годам лагерей в 1921 году. Спустя 90 лет «шпиона» реабилитировали…
По сообщению пресс-службы прокуратуры, в период Гражданской войны по данному делу вел расследование Особый отдел Первой конной армии. Тогда в качестве основания для обвинения фигурировала следующая формулировка: «личность Млынарского вызывает большое сомнение в политическом отношении, так как он выявил себя как явный контрреволюционер». Однако никаких конкретных доказательств, что этот человек имел отношение к контрразведке, не приводилось. Бронислав Млынарский был реабилитирован в связи с пересмотром уголовных дел, заведенных в советский период по политическим статьям. Мы тоже решили провести небольшое «расследование» – на предмет необычных правонарушений в нашем крае, и в результате узнали несколько любопытных фактов.

«Черная кошка» из Россоши
Помните знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя», снятый по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия»? Сюжет культового детектива закручен вокруг банды «Черная кошка». Между тем в 1953 году в Россоши орудовала преступная группировка, весьма похожая на шайку Горбатого! Историю нашей «Черной кошки» рассказывает краевед Владимир Елецких в своей «Книге рекордов, сенсаций и примечательных событий Воронежского края». Россошанские бандиты использовали для ограбления граждан садистскую провокационную схему: приносили под двери намеченных жертв кошку и мучили ее. Хозяева не выдерживали диких воплей несчастного животного и открывали двери, а за порогом их поджидали вооруженные бандиты. Преступники наводили ужас на жителей Россоши и ее окрестностей несколько месяцев. Обезвредить их удалось только благодаря внедрению в шайку местного «Шарапова».

Идейный рецидивист-рекордсмен
Еще один факт связан с революционными событиями в России начала прошлого века. Их активный участник – уроженец Воронежской губернии эсер Клим Буревой умудрился отсидеть в 68 тюрьмах! Бывалого подпольщика сажали и при царе, и при режиме Колчака в Сибири, куда его занесла судьба в Гражданскую войну, и при советской власти. А началось все, когда в руки юному крестьянину Константину Соплякову (таково настоящее имя Буревого) попала в руки нелегальная литература.
По данным краеведов, неугомонный бунтарь родился под Острогожском в 1880-е годы (точная дата неизвестна). Окончил земскую школу, служил помощником волостного писаря. В 1905 году увлекся революционными идеями и вступил в партию эсеров. Его силами была создана боевая дружина, члены которой организовывали поджоги помещичьих усадеб. Вскоре их имена стали известны властям. Так началось «хождение» Буревого по тюрьмам, чередующееся с побегами и новыми бунтарскими акциями.
Буревой все отрицал и даже пытался поднять бунт в зале суда
Октябрьскую революцию он не принял. Входил в состав ряда временных правительств, действовавших в России в период Гражданской войны. После нее Буревой все-таки примирился с большевиками и даже отошел от политики. Однако в 1934 году, когда после убийства Кирова на страну обрушились сталинские репрессии, бывшего эсера арестовали по обвинению в организации терактов против властей. Буревой все отрицал и даже пытался поднять бунт в зале суда. Вскоре его расстреляли. При Хрущеве дело было признано сфабрикованным.
Борец за свободу со всеми режимами известен также как писатель. Его перу принадлежат роман «Хамы», книга о творчестве Блока «Поэт белого времени», цикл стихов «Тюремные песни».

Проникновение …сквозь стену
А эта история из относительно недавнего прошлого Воронежа «выплыла» случайно: ее рассказал один воронежский таксист.
Дело было незадолго до распада Советского Союза. Полки в магазинах тогда пустовали. Но наш рассказчик знал супругов, у которых всегда можно было прикупить добротную одежду. Семья много лет занималась «фарцой» или попросту – добывала и перепродавала импортные вещи. В то время «челночный бизнес» еще не получил размаха – статью за спекуляцию отменили только в 1992-м. Поэтому супруги свою коммерческую деятельность не афишировали, предпочитая проверенные связи. Да и воров опасались, ведь жили с хорошим достатком. Но, несмотря на все меры предосторожности, коммерсантов все-таки обокрали. Причем преступники сделали это весьма дерзко – средь бела дня, у всех на виду.
Грабители проломили дыру отбойными молотками и вынесли все ценное
Предприимчивые супруги жили тогда в угловой квартире дома № 2 по улице Одинцова. Грабители подогнали к торцу здания технику. Закрыли его часть плотной, непрозрачной пленкой – аккурат там, где находилась квартира. А затем …проломили дыру отбойными молотками и вынесли все ценное. Самое интересное, что народ во время этой наглой акции не всполошился. По словам нашего рассказчика, люди думали, что идут какие-то строительные работы. Можно представить себе изумление хозяев, когда они вернулись домой! Кстати, через какое время после этой истории случилось и вовсе непоправимое – коммерсанта убили дружки. По пьяному делу, за пачку долларов. Что же касается его жены, то она укатила в столицу и по слухам наладила там новый бизнес.
Налет на милицию. Одной из самых дерзких акций воронежских преступников в первой четверти XX века стало нападение на здание стражей порядка в мае 1917 года. Причем в ходе этой облавы «криминальные элементы» захватили и доставили в городскую тюрьму помощника начальника уголовной милиции. Самое удивительное, что тюремная администрация его приняла и заключила в камеру. Это произошло на заре создания воронежской милиции. Тогда она формировалась из заводских дружин, частей местного гарнизона и еще не имела опытных кадров, а «старорежимная» царская полиция была упразднена.
Особое прошлое у СИЗО на улице Желябова. Здание этого следственного изолятора было построено в середине XIX века для тюремного острога. В этих стенах сиживало не одно поколение представителей криминального мира. Отметились и «политические». Так, в 1895 году здесь находился под следствием революционер и будущий советский дипломат Красин, а в 1930-е – репрессированный первый секретарь обкома ВКП (б) Рябинин.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели