«Я не хочу иметь детей!»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Я не хочу иметь детей!»

15 апреля 2015 / просмотров – 3307
Психология

«Ты не мечтаешь о ребенке?! Да ты с ума сошла! Зачем же тогда вообще жить?» – именно такая реакция возникает, когда женщина заявляет, что не намерена заводить детей. Наше общество не просто не принимает такого решения, а относится к нему враждебно. Человека осуждают, выискивая изъяны, комплексы, проблемы в семье – должно же быть хоть какое-то разумное объяснение столь «ненормальному» выбору. Но, может быть, чайлдфри далеки от безумия, а наоборот – гораздо ближе к правде, чем добропорядочные мамы и папы?!

«Я бы мог говорить о том, что я люблю комфорт, тишину, покой, чему дети никак не способствуют. Но основная причина в другом, – заявляет Сергей. – Продолжение рода просто отсутствует в моей системе ценностей. Дело не в желании не заводить малыша, а в отсутствии причин его иметь».
«Ценю свое одиночество и особенно личное пространство. Я готова разделить его только с любимым человеком, – объясняет Екатерина. – Для меня ребенок – это конец спокойной жизни. С ужасом представляю, как меня будет сдерживать и ограничивать непонятное, орущее, сопливое создание».
Жестко, эгоистично и… честно. Люди, выбирающие позицию чайлдфри, ни в коем случае не пропагандируют свои убеждения, не стремятся переубедить общество, они просто открыто заявляют – «нет детям!»

Шкала ценностей

Если от мужчин такой выбор, в принципе, ожидаем, то на представительниц прекрасного пола смотрят, мягко говоря, косо. «Что это за женщина, у которой отсутствует материнский инстинкт? Как можно не хотеть ребенка – это ведь такое счастье!» – негодует общество. Действительно, большинство пришло к выводу, что чайлдфри – это люди, имеющие низкий моральный облик и не уважающие семейные ценности, либо страдающие психическими заболеваниями и отклонениями. В итоге, одни начинают их жалеть, считая несчастными, другие – искренне ненавидеть, воспринимая их как опасные элементы.

На самом деле, нельзя однобоко рассуждать о позиции чайлдфри. Все эти люди очень разные и мотивы их выбора – тоже. Так, неприязнь к детям – не единственное и не основное объяснение. У них может элементарно отсутствовать заинтересованность в размножении, или, к примеру, их просто не воодушевляет и не привлекает возможность стать родителями – в их системе жизненных ценностей на первом месте располагаются совсем другие вещи.

Кто-то из чайлдфри хочет иметь как можно больше свободного времени для проведения своего досуга – заниматься хобби, общаться с друзьями, путешествовать. Другие желают отдать все свои силы карьере. Кто-то не хочет дополнительной финансовой ответственности, которая в любом случае возникнет, если появится ребенок. А некоторым просто полюбился спонтанный образ жизни: возможность менять работу и место жительства, когда заблагорассудится.
Встречаются и другие причины. Например, некоторые чайлдфри не хотят рожать детей в условиях перенаселенности планеты, дефицита ресурсов, экономических кризисов и плохой экологической обстановки, считая, что в дальнейшем все будет еще хуже. Другие уверены, что окружающий мир слишком ужасен для новых людей.
В любом случае, важно понимать – чайлдфри не откладывают детей «на потом», они их вообще не планируют.

Несовместимость взглядов

Но что делать, когда у партнеров разные точки зрения: один чайлдфри, а другой считает семью без ребенка неполноценной?
Если возникает вариант «я не хочу детей, а он/она хочет», главное – это откровенность. Конечно, не нужно на первом же свидании кричать о своей философии относительно продолжения рода. Но если речь заходит о детях, нельзя молчать и откладывать разговор «на потом». Когда отношения станут серьезными, а перспектива брака реальной, позиция добровольной бездетности для партнера прозвучит как гром среди ясного неба. После этого может последовать болезненное расставание и справедливые обвинения в обмане. Необходимо честно говорить о своем решении относительно детей, а любимый человек пусть сам решает, что для него важнее.
Если случилась обратная ситуация «я хочу детей, а он/она не хочет», не нужно тешить себя иллюзиями, что получится изменить взгляд партнера. Шантаж – «или у нас будет ребенок, или мы расстаемся» – недопустим. Человек либо не понимает позицию любимого и уходит, либо воспринимает его таким, какой он есть, и остается с ним. Главное – никогда не упрекать свою половинку, используя аргумент «Я ради тебя отказался/отказалась от детей, а ты…». В итоге это все равно приведет к расставанию, только у обоих останется масса негатива по отношению друг к другу.

Семья без страховки

Психологи утверждают, что рассуждать о полноценности или неполноценности семьи в контексте наличия детей – в корне неправильно. Все зависит от людей, их отношений и чувств друг к другу.
Действительно, союз без детей почти лишен понятия «долг». Но в то же время, избавлен от соблазна «сцементировать» отношения. Здесь люди друг с другом по одной причине – им хорошо вместе или, как минимум, удобно. Их ничего не держит рядом, кроме убежденности в необходимости этого брака. Нет никакой «третьей силы», которая удерживала бы их друг с другом. Другими словами, это путь без гарантий и страховки. Но именно в бездетных парах чаще всего встречаешь ту истинную свободную привязанность, которая держится на взаимном уважении, желании и заинтересованности. Меж тем как семья, искусственно соединенная необходимостью иметь детей, порой перерождается в общность товарищей, которым просто нужно «дотащить» ребенка до самостоятельности.
«Мы женаты больше 9 лет. Своей избраннице я сразу заявил – детей не хочу. Она мою позицию приняла, – делится своей историей Александр. – По-настоящему счастливы и не чувствуем необходимости становиться родителями, чтобы укрепить наш союз. Единственно, что мешает – постоянные вопросы окружающих, касаемо потомства. Почему я должен отвечать на них? Мне кажется, это сугубо личное дело каждого человека! Сколько можно навязывать стереотип, что все семьи обязаны иметь детей?»

«Сейчас я другая»

Но иногда случаются чудеса, и среди даже самых убежденных чайлдфристов бывают исключения. Свою историю нам рассказала Наталия. Ей 35 лет. Из них 33 она отстаивала позицию добровольного отказа от потомства. «Не то, чтобы меня раздражали дети, они вообще не вызывали во мне никаких эмоций и чувств, – объясняет девушка. – Я никогда не представляла себя мамой, перспектива беременности вызывала во мне отвращение. Друзья и знакомые никогда меня не понимали. Когда речь заходила о детях, я открыто выражала свое отношение к этому вопросу, и на меня смотрели как на прокаженную. Часто такие разговоры заканчивались моими слезами – знаете, очень сложно постоянно доказывать, что ты не верблюд. Тебя не понимают, начинают осуждать, ругать. А ты нормальный человек, просто твои взгляды отличаются от большинства. Но в нашем обществе это уже трагедия».
Два года назад, несмотря на применяемую контрацепцию, Наталия забеременела. Долго думала, что делать. И решила: раз судьба так распорядилась, значит, нужно рожать. Сейчас Матвею исполнился годик. Девушка полностью перестроила свою жизнь и очень трепетно относится к новой роли. «Я не скажу, что резко полюбила всех детей на свете. Но мой мальчик для меня – все: смысл, радость, счастье. Я благодарна, что все сложилось именно так, и я стала мамой. Когда я впервые услышала плач Матвея, увидела его глазки, обняла, во мне что-то перевернулось. Сейчас я другой человек. По-прежнему с пониманием отношусь к позиции мужчин и женщин-чайлдфри, но счастлива, что в моей жизни все по-другому».

Человек, а не эксперимент

Стереотипы и образы, навязанные нам обществом, слишком сильны и порой не оставляют простора для мысли. Но человек может и должен делать выбор осознанно. Рожать или не рожать – самое важное решение в жизни. Если задуматься, кто из родителей подходит к этому вопросу без эгоизма? Ведь, большинство причин, побуждающих становиться папами и мамами, никак не связаны с истинной любовью к детям: продолжение рода, воплощение нереализованных амбиций, желание «восстановить» отношения со второй половинкой и, конечно, классика жанра – иметь того, кто подаст стакан воды в старости.
Ребенок – самостоятельная, полноценная личность уже по факту своего появления. Он не может и не должен нести ответственность за те надежды и функции, которые на него возлагают родители. Более того, малыш, вопреки ожиданиям, может разрушить счастье супругов, если внутри у них не было настоящего желания отцовства и материнства.
Выбирающие добровольную бездетность, не бесчувственные и черствые, а сознательные люди. Взвесив все «за» и «против», чувствуя всю ответственность и сложность воспитания нового человека, они понимают, что не справятся с этой задачей. И не хотят пробовать, потому что если не получится, цена слишком высока. Ведь ребенок – это живой человек, со своей судьбой, желаниями, ценностями, а не объект для экспериментов.
«Я всегда мечтала о малышах и никогда не понимала выбор в пользу добровольной бездетности, – говорит Юлия. – С дочкой Ангелиной мы часто ходим на игровую площадку, и я там слышу такое, что сердце кровью обливается! Родители так орут на своих малышей, обзывают, игнорируя их интересы, любознательность, что сердце сжимается, хочется подойти и приласкать такого ребенка. Я считаю, что таким людям нельзя становиться родителями. Пусть уж они будут чайлдфри!»

Уважаемые читатели! Если у вас есть интересная тема или вопрос, которые вы бы хотели осветить в рубрике «Психология», мы с удовольствием выслушаем ваши предложения по телефону 239-09-68 или прочтем по адресу 36glch@gmail.com

Справка «ГЧ»

Термин «чайлдфри» возник сравнительно недавно – в 70-х годах прошлого века. А течение сформировалось лишь спустя 20 лет, когда добровольная бездетность стала набирать популярность в США и Европе. Отказывались от потомства преимущественно богачи и знаменитости: писатели, философы, ученые, актеры, балерины. Среди простых людей никому даже в голову не приходило задуматься о том, что можно обойтись без детей.

Справка «ГЧ»

Среди знаменитостей много тех, кто в своем довольно серьезном возрасте еще не имеет детей, и, кажется, не особо собирается. Они сосредоточены на карьере, себе, личной жизни и других, по их мнению, более важных жизненных аспектах. Среди них: Камерон Диас (43 года), Рене Зеллвегер (46 лет), Ким Кэтролл (59 лет), Милен Фармер (54 года), Харуки Мураками (66 лет), Земфира (39 лет), Лия Ахеджакова (77 лет), Александра Маринина (58 лет).

Наталья Шоломова
239-09-68
sholomyshka@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели