Время играть джаз
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Время играть джаз

30 апреля 2018 / просмотров – 1965
Культура

В Международный день джаза, а он празднуется 30 апреля, на всех континентах, человечество отмечает праздник, уже успевший полюбиться и исполнителям, и поклонникам. Решение о праздновании принято в ноябре 2011 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО, поскольку роль в мире музыки и влияние этого направления огромное.

Ни один другой стиль музыки не окутан такой тайной происхождения, как джаз. Это касается и самого слова, до сих пор исследователи не пришли к единому мнению, что означает это определение и откуда оно появилось. Поначалу это слово обозначалось, как «dzass», позднее «Jasz», только после 1918 года утвердилось настоящее написание Jazz.

Это музыкальное направление возникло в среде чернокожих рабов, привезенных из Африки в Соединенные Штаты еще в XVIII веке. Так как плененные африканцы не были представлены единым племенем, им приходилось искать общий язык с сородичами в Новом Свете. Для того чтобы выжить, они научились понимать друг друга, научились быть единым народом с общей культурой и традициями, в том числе, и с общим музыкальным искусством. Для исполнения африканских мелодий характерно использование сложных ритмов, танцевальные движения с прихлопываниями и притопываниями. Все они вместе с блюзовыми мелодиями легли в основу нового направления в музыкальном искусстве. В результате появилась первая джазовая музыка.

Тысячи американцев среднего класса, не имевшие возможности освоить аристократические классические танцы, начали танцевать под пианино в стиле регтайм, который привнес в музыку несколько будущих базисов джаза. С течением времени к ней примешивались мотивы из музыки белых, которые играли христианские религиозные гимны. Но все равно в ее основе остались надежды и переживания невольников.

В первом десятилетии XX века в южных штатах США особой популярностью стали пользоваться музыкальные ансамбли, которые исполняли оригинальные импровизации на темы блюзов, рэгтаймов, европейских песен. Их называли «jazz-band». В состав этих коллективов входили музыканты, играющие на различных инструментах, включая трубу, кларнет, тромбон, банджо, тубу, контрабас, ударные и фортепиано. Позднее был включен саксофон. Отправной точкой развития и распространения джаза в массы, считается 26 февраля 1917 года, когда легендарный состав «Original Dixieland Jazz Band» записал свою первую пластинку с джазовыми композициями.

Джаз таинственного Дровосека

В 1918 и 1919 годах в Новом Орлеане орудовал серийный убийца, получивший кличку Дровосек за то, что убивал жертв топором. На его совести как минимум восемь жизней, а преступления кончились так же неожиданно, как и начались. Перед убийствами он писал письма в городские газеты, наиболее известно среди которых письмо с предупреждением, что следующее убийство состоится через 15 минут после полуночи и что он не тронет тех, кто будет слушать джаз. В назначенное время все развлекательные заведения были переполнены, а профессионалы и любители играли джаз прямо на улице.

Если у джаза есть душа, то это – Луи Армстронг

Луи Армстронг по праву считается королем джаза. В шестидесятых годах XX столетия он был одним из самых влиятельных, а также первых по-настоящему популярных афроамериканских исполнителей. За 69 лет жизни музыканту удалось изменить многое: он повлиял на мировую музыку, американскую культуру и даже на отношение к правам чернокожих. Все помнят легендарный голос Армстронга, низкий, с чарующей хрипотцой… А ведь его могло и не быть. Знаете ли вы, что известный джазмен хотел избавиться от этого «дефекта» и даже делал операцию на связки? К счастью для многих почитателей его творчества, она не принесла результатов. Но и это еще не все, одной из причин феномена Луи Армстронга специалисты называют то, что за свою жизнь он так и не научился правильно складывать губы и язык при игре на духовом инструменте. Именно поэтому он мог брать очень высокие ноты, а извлекаемый звук отличался чистотой и мощностью. Однако это и стало огромной проблемой для музыканта – со временем его верхняя губа деформировалась, и игра стала доставлять Армстронгу сильную боль. Работал музыкант до последнего и даже за день до смерти попросил собрать оркестр для репетиции. 

Говорим Скотт Джоплин – подразумеваем регтайм

Регтайм – это не рапсодия Листа, не концерт Шопена, не 5-й концерт Бетховена, не Моцарт и не Бах. Это не технологическая и не композиционная сложность – он сложен стилистически. Для академических музыкантов начала XX века такая стилистика была достаточно непростой: синкопы не были привычны для слуха европейцев. Поэтому, когда в 1918 году впервые ранний джаз попал на европейские берега, он получил прозвище «сумасшедшие синкопы».

Скотт Джоплин – считается настоящим отцом регтайма и легендарным джазовым пианистом. Именно он заложил основы для развития этого направления в музыке. При жизни чернокожий американский композитор не добился должного признания, хотя внес значительный вклад в американскую культуру и музыку, сочинив синкопированные фортепьянные фрагменты. При жизни его музыка воспринималась афро-американской общиной как «слишком белая», а белыми – напротив, как «излишне черная» не соответствующая классическим канонам. «Король регтайма» сам часто говорил, что его композиции будут по достоинству оценены не раньше, чем через пятьдесят лет после его смерти. Последние годы он провел в Манхэттене, тщетно обивая пороги и пытаясь найти средства на постановку своей оперы «Тримониша». Восстановление имени композитора получило мощный толчок в 1970 году, когда молодой пианист Джошуа Рифкин выпустил первую из трех вызвавших общий восторг записей. После этого композиции Джоплина стали музыкальным сопровождением фильма «Афера». В течение года разошлись два миллиона пластинок и кассет с записями из фильма. В октябре 1974 года на совершенно запущенной могиле во втором ряду кладбища Святого Михаила поместили бронзовую доску с надписью: «Скотт Джоплин. Американский композитор». В 1975 году «Тримонишу» впервые исполнили на Бродвее, а в 1976-м Джоплин удостоился Пулитцеровской премии. Через много лет после смерти мужа Лотта Джоплин призналась, что он просил сыграть на своих похоронах «Рег кленового листа», но когда пришло время, она не посчитала это возможным: «Сколько раз потом я всем сердцем хотела бы сказать «да».

Человек не может исполнять блюз, если он не испытывает блюзовое чувство

Рядом с джазом всегда следует блюз. Это музыка одного человека. Ему чуждо любое самолюбование и бездумный оптимизм. Особенностью блюзовых песен является то, что в текстах воплощены темы неразделенной любви и несправедливости, они рассказывают нам о тяжелой работе и тоске по дому. Под аккомпанемент высказываются слова, которые наболели, и неважно, что является инструментом: гитара, натянутая нить или что-нибудь еще. Однако энергетика музыки демонстрирует нежелание подчиняться тяжелым обстоятельствам и выражает полную решимость бороться с ними. Исполнение блюза предполагает возникновение своеобразного диалога между инструментом и вокалистом, когда инструмент будто бы утешает певца. В каждом произведении в той или иной степени проявляется его главная и неотъемлемая черта – импровизация. Гитарная или фортепианная, но она всегда присутствует. Достаточно любопытным является и то, что импровизация в «европейском блюзе» почти всегда является плодом кропотливой студийной работы, а не секундным полетом фантазии, что присуще американским исполнителям начала века. 

Эпоха разгибания саксофонов

В России первый джаз-оркестр был создан в Москве в 1922 году поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Но в Советском Союзе не сразу оценили новый стиль. Максим Горький обрушивается на данный жанр с большой критикой. По его мнению, это западное музыкальное течение, является не чем другим, как «музыкой сытой буржуазии, которая любит слушать оркестры безумных мелодий с плохо уловимыми ритмами». Именно данная формулировка почти на десятилетия становится официальной позицией советских властей. Под запрет попали даже некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой – шестиструнная гитара, саксофоны. Этот период вошел в историю советского джаза как «эпоха разгибания саксофонов». Американский джаз становится ненадолго официально дозволенным, когда во время Второй Мировой Войны западные союзники открывают второй фронт. В это время даже популярный певец Леонид Утесов записывает джазовую песню «Comin' In On A Wing And A Prayer». Стоит отметить, что профессионализм русских джазменов был достаточно высок. Без преувеличений их можно назвать лидерами мирового джаза, но «железный занавес», отгородивший СССР от всего мира, не позволил нашим музыкантам в полной мере взойти на олимп славы и увековечить свои имена в списке ведущих джазменов. Однако, как известно каждому меломану, силу хорошей музыки никак не остановить.

Готовы ли вы к настоящему джазу?

В настоящее время джазовое направление приобретает новую публику, в России проходит множество концертов с полными залами, не только в столицах, но и в отдаленных уголках страны. В 1996 году курским пианистом и композитором Леонидом Винцкевичем, был создан уникальный в своем роде передвижной фестиваль «Джазовая провинция», который не только приумножил число поклонников импровизационной музыки, но и создал совершенно новое поколение любителей джаза. Фестиваль ежегодно посещает тысячи зрителей в разных городах России, в том числе и в Воронеже. Кстати, информационный партнер мероприятия – еженедельник «Галерея Чижова». В ноябре прошлого года «Джазовая провинция» в очередной раз доказала, что у искусства нет границ. В фестивале приняли участие музыканты более чем из 10 стран мира. Российскую джазовую сцену представили: экспериментатор Аркадий Шилклопер, Дмитрий Илугдин Трио и финалистка конкурса «Большой джаз» Алина Ростоцкая, Арт-ансамбль «Архангельск», смелый и нетривиальный Block[BASS]ter, а также Vintskevich & Jazz Art (Россия – США) вместе с полуфиналисткой телешоу «Голос» Ксенией Коробковой, а также виолончелист-виртуоз Борис Андрианов. Для воронежцев был организован ряд бесплатных мероприятий: встречи с музыкантами, открытые репетиции, мастер-классы и многое другое. 

Воронеж стал столицей «Джазовой провинции». Это не просто фестиваль, который на несколько дней заехал в город, это настоящее яркое событие в рамках мировой джазовой истории. Развитие джаза – это наглядный показатель уровня культуры не только города, но и самих людей. Любя джаз, учась его слушать и понимать, мы приближаемся к сокровенной тайне красоты этой музыки.

Итак, Нью-Орлеанский джаз, давший начало всем другими его направлениям, не стареет. Он затрагивает что-то глубоко в душе и поселяется в ней. А может, это все благодаря саксофону, этому чарующему слух и проникающему в кровь, инструменту? А пока джаз продолжает свой путь и, судя по всему, он будет всегда рядом с человеком. Ведь вот уже более ста лет эта музыка с нами.

Читайте также:

Александр Лукинов: «Джаз – это музыка для всех, просто найдите что-то свое»

«Джазовая провинция» в Воронеже: сплошной «Абстрактор»

В Воронеже Игорь Файнбойм рассказал, как воспитать джазовую молодежь

«Джазовая провинция» в Воронеже завершилась выступлением Риты Эдмонд и Сергея Манукяна

Участники курской «Джазовой провинции» дали концерт в столице Черноземья

Оркестр имени Олега Лундстрема открыл Джазовую провинцию

Все это – джаз…

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели