«Для того чтобы попасть в роговой оркестр, наряду с талантом нужно обладать набором особых данных, – уверен художественный руководитель коллектива. – Абсолютным слухом, уникальным тембром, феноменальным чувством ритма. Все наши музыканты работают в пределах сотых долей секунды».
Под звездным небом Дивногорья гости из Санкт-Петербурга исполнили специальную программу, демонстрирующую широкий спектр возможностей рогового оркестра. «Многие зрители впервые услышали звук этих инструментов. У нас их около 170. С собой мы привезли 106», – продолжает Сергей Поляничко.
Каждый участник оркестра играет только одну ноту, а вместе они должны «собрать» воедино сложнейшее музыкальное полотно. Насколько это трудно можно понять, послушав «Времена года» Вивальди или «Органную прелюдию» Баха.
У Российского рогового оркестра есть своя мастерская, где Владимир Головешко чертит и создает волшебные инструменты. Все они изготовлены по подобию старинного комплекта, который хранится в Шереметьевском дворце на Фонтанке. Этот набор сделан в 1863 году для коронации Александра III по заказу Карла Штакельберга. В то время крепостное право уже отменили и роговые коллективы попросту перестали существовать. Однако оркестр был вписан в протокол торжественной церемонии, и Штакельбергу пришлось не только заказать инструменты, но и собрать коллектив из 300 человек. Еще несколько лет после этого он существовал под названием Императорский егерский хор.
«Какими были самые первые инструменты, изготовленные в 1751 году – неизвестно. Они не сохранились. У нас есть только эскизы, – рассказывает дирижер. – Мы модернизировали конструкцию, чуть-чуть изменили форму (с изогнутой на прямую), позаботились о том, чтобы не потерять в тембре и звуке. Но так как в нашем оркестре всего 13 человек, каждый из них играет на 5-7 инструментах».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: