Воздушная одиссея Виктора Хользунова
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воздушная одиссея Виктора Хользунова

31 января 2015 / просмотров – 3100
Истфакт

Еще до того, как появился легендарный миномет «Катюша», испанцы так прозвали самолеты, на которых воевали с франкистами советские пилоты. В числе первых освоил «воздушную машину» этого типа выпускник Борисоглебской школы летчиков Виктор Хользунов. Тогда он не раз рисковал собой, но последним для него оказалось задание не в испанском, а в родном мирном небе. К 110-летию со дня рождения авиатора «ГЧ» рассказывает о том, как он жил, летал и погиб.

13-летний красноармеец
Сын рабочего Хользунов родился 31 января 1905 года в Царицыне.* Здесь он окончил трехклассное приходское училище и с юных лет пошел трудиться на лесопильный завод. Во время Гражданской войны, когда ему шел только четырнадцатый год, он вместе с отцом отправился на фронт – воевать с белогвардейцами. Тогда же Виктор в первый раз увидел самолет. Мальчишка был потрясен чудом техники и загорелся желанием стать пилотом. Позже, когда уже закончилось противостояние, он смог осуществить свою мечту. Комсомолец Хользунов был направлен в Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, которую он окончил в 1925 году.
«Каждый полет с ним был уроком пилотирования»
Следующим этапом была Борисоглебская военная школа летчиков – одно из первых военных учебных заведений воздушного флота, созданных при советской власти. Хользунов завершил здесь обучение в 1928-м и вскоре уже сам тренировал новобранцев. Среди его подопечных был Николай Каманин, который в будущем стал выдающимся авиатором. В 1934-м он участвовал в операции по спасению челюскинцев, в годы Великой Отечественной командовал крупными воинскими соединениями, а в начале 1960-х был одним из руководителей подготовки космонавтов.
Вот небольшая выдержка из мемуаров Каманина:** «Погожим зимним днем в кабину инструктора сел незнакомый мне летчик. Предстояло выполнить довольно сложное задание (…) «Маршрут известен?», – спросил проверяющий дружелюбно, словно мы оба были старыми знакомыми. Я почувствовал себя сразу свободнее, исчезла обычная в таком случае настороженность (…) В кабине сидел и оценивал мои действия Виктор Степанович Хользунов (…) Став отличным летчиком, он работал в училищах, обучая молодежь летному искусству. Потом служил в частях, в совершенстве овладел мастерством меткого бомбометания и противозенитного маневра, командовал первым соединением дальней бомбардировочной авиации (…) Вместе нам довелось летать много раз. Каждый полет с ним был для меня предметным уроком пилотирования, в котором отшлифовывались навыки управления самолетом».
Неуловимый «охотник»
Сам Хользунов постоянно оттачивал свое профессиональное мастерство. В 1933-м он окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е. Жуковского. Спустя три года – Высшую летно-тактическую школу ВВС в Липецке. Как вспоминал впоследствии один из ее выпускников генерал-лейтенант Афанасий Каравацкий, пилоты здесь «изучали новую технику, поступившую в авиацию», а также «детально рассматривали изменения в тактике».*** Вскоре Виктору Степановичу пришлось применять полученный опыт уже в реальных боевых действиях. Он отправился в составе интернациональной бригады в Испанию, чтобы бороться на стороне республиканцев с фашистскими мятежниками генерала Франко.
Тогда советская техника в страну еще не поступила, а в распоряжении республиканских летчиков были в основном старые тихоходные воздушные суда. Эти модели становились легкой добычей противника. На стороне франкистов воевал авиалегион «Кондор», переброшенный из Германии по приказу Гитлера. Подразделение было укомплектовано лучшими летчиками люфтваффе, а на его вооружение поступали новейшие самолеты. Однако пилот высокого класса Хользунов использовал особую тактику. Он совершал полеты в гористой местности на предельно низкой высоте, внезапно появлялся над позициями франкистов, наносил бомбовые удары и уходил так искусно, что враг даже не успевал открыть огонь.
Секретная разработка
А тем временем, на вооружение в войска в СССР поступили скоростные бомбардировщики. Историю данной разработки Туполева рассказал писатель Лазарь Лазарев в книге, которую рецензировал сам конструктор.**** В ней отмечается, что до войны СБ был выпущен самой большой серией – 6656 единиц. Появление этих самолетов в частях ВВС произвело фурор.
Автор приводит воспоминания известного летчика Алексея Благовещенского о первой встрече с новинкой. Тот сетовал, что на учениях его эскадрилья не смогла «перехватить» СБ: «Мотор на форсаже ревет, как бешеный, а они летят. Первый раз видел, чтобы бомбардировщики летели быстрее истребителей (…) У меня асы были – а догнать их не смогли. Позже мы узнали, что это наши новые секретные скоростные самолеты».
Последнее испытание
Эти воздушные суда приняли боевое крещение в небе Испании. Это их местные пилоты прозвали «Катюшами». На новые самолеты «пересели» летчики эскадрильи Хользунова. Его группа своими налетами сеяла настоящую панику среди франкистов. Часть была признана лучшей в республиканских ВВС. За умелое командование подразделением и личное мужество в боях, 27 июня 1937 года Хользунову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вернувшись на Родину, летчик командовал бомбардировочной авиационной бригадой, затем 1-й армией особого назначения, которая являлась высшим оперативным объединением советских ВВС в 1930 годы.
Летом 1939-го АОН была поставлена задача провести испытания тяжелого бомбардировщика. Хользунов решил вести воздушное судно сам. 28 июля во время полета произошла катастрофа: одна из бомб разорвалась прямо в самолете…

Памятник, переживший Сталинградскую битву
В 1940 году в связи указом Президиума Верховного Совета СССР «Об увековечивании памяти Героя Советского Союза Виктора Хользунова» в его родном городе был установлен памятник. Во время Сталинградской битвы почти четырехметровая скульптура была взрывом сброшена с постамента, но уцелела. После изгнания фашистов советские бойцы ее подняли и поставили прямо на земле среди руин. Позже монумент был восстановлен на прежнем месте. Изменилась только ориентация фигуры: до войны бронзовый летчик стоял боком к Волге, после реконструкции его развернули лицом к городу.

*В 1925 году город переименовали в Сталинград, в 1961-м – в Волгоград.
** Книга «Летчики и космонавты».
***Книга «Маршрутами мужества».
****Повесть «Коснувшись неба», в основу которой легли документальные источники и воспоминания сотрудников ОКБ, которым руководил Андрей Туполев.

В честь летчика названы улицы и переулки в семи городах, включая Воронеж. Долгие годы по Волге курсировал пассажирский теплоход «Виктор Хользунов». В конце 1990-х он был выведен из эксплуатации, а в 2009-м разрезан в затоне Память Парижской коммуны под Нижним Новгородом. К 100-летию ВВС России на доме № 15 на улице Хользунова была установлена памятная доска в честь летчика.

В начале 1930 годов Виктор Хользунов работал инструктором на военном аэродроме в Воронеже. Говорят, он нередко брал в свою группу курсантов с плохой успеваемостью. Под его руководством они быстро осваивали тонкости летной науки.

На фото: так выглядел памятник на родине летчика после Сталинградской битвы; современный вид монумента; Виктор Хользунов.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели