Воронежцы познакомились с тенденциями развития современного театра
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Воронежцы познакомились с тенденциями развития современного театра

30 марта 2015 / просмотров – 1073
Культура

29 марта в Камерном театре стартовал новый проект, в рамках которого горожане смогут слушать лекции от ведущих российских деятелей культуры. Первым перед публикой выступил театральный критик, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова по спецпроектам Павел Руднев. Темой встречи стали тенденции и процессы, свойственные современному театру.

Отказ от нормативности
Лекцию Павел Руднев начал с важнейшего на его взгляд процесса, связанного с автономизацией театральных провинций. Сегодня регионы получили культурную независимость, что позволяет делать интересные проекты без оглядки на Москву или Санкт-Петербург. Если 90-ые годы театр прожил очень тяжело, то в 00-е в разных точках страны появились люди, которые видели в нем не только ремесло, но верили, что он может изменить жизнь общества. Таким образом театр начал развиваться снизу, из частных инициатив. В первое десятилетие XXI века появляется лабораторное движение, новая драматургия, в театр приходят другие формы искусства, проявляется курс на фестивализацию.

Павел Руднев называет советский театр «волшебным, удивительным, совершенным», но в тоже время отмечает, что из-за цензуры многое было невозможно, поэтому в 00-е театр подвергся «атаке западной культуры». Тогда зритель понял, что театр – нечто большее, чем он представлял. Сегодня не существует нормативности: публика идет на спектакль и не знает, с чем она столкнется. Режиссер в каждом спектакле разрабатывает новые правила игры, и успех действа зависит от того, сможет ли он объяснить их аудитории, а она принять их.

«Театр плюс»
Сегодня театр идет по пути приращения других направлений искусства, обращается к науке. Театральное действо может сочетаться с арт-терапией, психоанализом или философией. Современный театр интересуют самые разные аномалии, еще больше подчеркивающие индивидуальность личности. Также режиссеры с большим интересом исследуют альтернативные способы восприятия. Театральное искусство призвано заполнить пробелы, которые были порождены советской властью, прервавшей эволюционное развитие культуры. Если бы этого не произошло, то такие направления, как свободные формы танца и театр абсурда могли считаться русскими. Однако экспериментам таких мастеров, как Айседора Дункан, Даниил Хармс был положен конец.

Также чертой, характерной для современного театра, можно назвать отказ от литературоцентричности, который в свою очередь порождает зависимость от пластики. Явление вызвано недоверием к слову, которое может обманывать. Эра драматурга сегодня сменяется эрой художника-сценографа, который может управлять постановкой, создавая не просто фон для действия, но также «фильтры», через которые воспринимают происходящее на сцене зрители. Кроме того, в спектаклях может быть использована различная техника, например, экраны, демонстрирующие нечто, дополняющее основное действо.

Кризис большой сцены
Часто молодые режиссеры отказываются работать в традиционном сценическом пространстве. Европейская театральная коробка с точки зрения конструкции восходит к христианской базилике: сцена уподобляется алтарю, с которого транслируется единая для всех истина. Такая театральная модель воспроизводит иерархию общества, и во многом именно с этим связан кризис больших площадок. Сегодня общество предельно атомизировано, именно поэтому режиссеры предпочитают работать с небольшой аудиторией. Появляется идея интимизации пространства, приближения зрителя к сценическому действу. Все это позволяет говорить о том, что сегодня театр утратил воспитательную функцию. Вместо этого одной из его важнейших задач является научить зрителей выстраивать коммуникацию, понимать другого, как самого себя.

Юлия Горшкова
239-09-68
36glch@gmail.com
Павел Макаров
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели