Воронеж в ожидании «Носорогов»

11 мая 2016 / просмотров – 781
Культура

Постановка мастера визуального театра Роберта Уилсона, мировая премьера которой состоялась в 2014 году, будет впервые показана в России на сцене Воронежского концертного зала. Впечатляющий фон, резкая смена цвета, зрелищное видео, экстравагантные костюмы, гротескный грим – вы увидите все составляющие фирменного стиля режиссера.

Искусство знаменитого американца будет представлено на Платоновском фестивале спектаклем «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско. Созданная в фирменной манере Роберта Уилсона, которая предполагает тщательно выверенную световую партитуру и визуальный перфекционизм, данная постановка является одним из самых технически сложных проектов шестого форума искусств. Она, к слову, его и откроет. Жители и гости столицы Черноземья смогут посмотреть «Носорогов» 2, 3 и 4 июня.

От посредственного скандала к мировому триумфу

«Прошло 7 лет с того момента, когда в Париже сыграли мою первую пьесу. Это был скромный успех, посредственный скандал, – писал Эжен Ионеско о премьере «Лысой певицы». – У моей второй пьесы провал был немного более громким, скандал несколько покрупнее. И только в 1952 году события стали принимать широкий разворот. Каждый вечер в театре присутствовало 8 человек, но вызванный шум был услышан значительно большим количеством людей во Франции, долетел до немецкой границы. А после появления моих третьей, четвертой, пятой… восьмой пьес слух об их провалах стал распространяться гигантскими шагами. Возмущение перешагнуло Ла-Манш… Перешло в Испанию, Италию, Германию, переехало на кораблях в Англию… Я думаю, что если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф».

Как оказалось, эти слова стали пророческими. Со временем Ионеско признали выдающимся драматургом и одним из основоположников абсурдизма.

И Эжен Ионеско, и Роберт Уилсон сходились во мнении, что в современном мире давно наступил «кризис языка».

 

Его герои – жертвы обобщенных, иллюзорных представлений, пленники законопослушного служения долгу. Их сознание изуродовано общепризнанными стандартами, меркантильностью и ханжеской моралью. А ситуации, характеры и диалоги пьес больше напоминают сны, чем реальность.

Эжен Ионеско и Роберт Уилсон были знакомы: встречались в Париже, где драматург предложил американскому режиссеру поставить одно из его произведений. И тому понадобилось почти 45 лет, чтобы взяться за осуществление этой идеи. В итоге Уилсон выбрал «Носорога», написанного в 1960 году. И уехал в Румынию. Чтобы работать над пьесой на родине Ионеско вместе с актерами Национального театра города Крайовы.

Национальный театр города Крайовы основан в 1850 году. На его сцене ставили спектакли Сильвиу Пуркарете, Питер Брук, Эймунтас Някрошюс и Лев Додин.

 Три составляющие успеха

Уилсон является культовой фигурой и одним из главных авангардистов современности. В его спектаклях органично переплетаются элементы театра, кино и даже цирка. Видимо поэтому режиссера называют «живописцем, архитектором и артистом визуального театра». Составляющие его успеха – это язык, движение, которое может существовать даже без слов, и, конечно же, свет.

«Я рисую, пишу, строю светом, – говорит Роберт Уилсон. – Свет – моя волшебная палочка».

Несколько лет назад жители России уже могли оценить новаторский подход Роберта к искусству. В московском Театре Наций он поставил спектакль «Сказки Пушкина», ставший сенсацией сезона.

Работы этого режиссера потрясают воображение и переворачивают мировоззрение зрителей. И то, что воронежцам удастся посмотреть «Носорогов» – несомненная удача, уверены в оркомитете Платоновского фестиваля. Ведь гастрольный график постановок Уилсона расписан на несколько лет вперед.

Некоторые постановки Уилсона весьма продолжительны. «Жизнь и эпоха Иосифа Сталина» длилась 12 часов. KA MOUNTain and GUARDenia Terrace – 7 дней.

 

При этом вы должны быть готовы к тому, что увидите абсолютно не классический спектакль. Роберт в принципе не признает психологический театр, которым так славится наша страна. «Я считаю, все, что происходит на сцене, по природе своей искусственно и не естественно, – говорит режиссер. – Слушать телом, говорить им же – это те исходные, из которых я делаю театр».

Спектакль будет идти на румынском языке с синхронным переводом.

Ольга Ласкина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели