Воронеж может стать флагманом совместных проектов ОПК и малого бизнеса

26 мая 2016 / просмотров – 725
Экономика

В нашей области действует 21 предприятие оборонного значения. Данный кластер является локомотивом промышленности всего региона. При этом он мог бы еще более эффективно решать задачи, если бы работал в связке с малым и средним бизнесом. Как скоординировать усилия и создать новые точки роста для экономики, обсудили в рамках круглого стола эксперты и предприниматели.

В дискуссии, организованной под эгидой «Интерфакса», приняли участие представители комитета по обороне Госдумы РФ, профильных министерств, облправительства, госкорпораций, малого и среднего бизнеса. Целью мероприятия было оценить потенциал для реализации проектов и обсудить механизмы решения существующих проблем.
Оборонка как двигатель прогресса
«Руководство страны поставило перед ОПК задачу совершить мощный рывок, – отметил депутат Госдумы, член комитета по обороне Алексей Журавлев. – Это связано во многом с импортозамещением. Нам необходим замкнутый цикл производства, чтобы не зависеть от поставщиков, которые могут создать проблемы для оборонно-промышленной отрасли». Он также подчеркнул, что развитие военно-промышленного сектора – стимул для роста экономики в целом. «Наиболее стабильные результаты именно в ОПК. Если недавно мы говорили о выполнении Гособоронзаказа на 50 – 60% то сегодня уже 97% считается не самым лучшим показателем», – уточнил Журавлев. В то же время участие малого и среднего бизнеса в этой сфере пока составляет не более 3 % (для сравнения: в Европе – около 20 %). Между тем, небольшие производства имеют серьезные достоинства. Они обладают способностью гибко встраиваться в различные системы. Кроме того, на их базе нередко создаются инновационные разработки.
Новая промышленная революция
Мобильность и инновационный потенциал малого и среднего бизнеса особо выделил и председатель Президиума Экспертного совета Военно-промышленной комиссии, президент института национальной стратегии Михаил Ремезов. «В последнее время все чаще говорят о новой промышленной революции, – подчеркнул он. – Характерные черты этого процесса – рост значения производства под конкретный заказ, увеличение роли мелких серий, что как раз удачно вписывается в малые организационные формы. Конечно, локомотивами являются крупные компании, но они не смогут выйти на новый уровень развития, если у них не будет мощной системы кооперации с малыми и средними предприятиями».
ВАСО в авангарде передовых процессов
Кооперация, о которой говорят эксперты, могла бы возникнуть на основе объединения малых и средних производств на ниве авиастроения. Главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны России Игорь Коротченко обратил внимание на то, что в Воронеже существует одна из немногих в мире школ создания широкофюзеляжных самолетов. Это всем известное ВАСО. «Такие проекты как Ил-96-400* – национальное достояние Российской Федерации», – подчеркнул военный эксперт.
Речь о модификации пассажирского лайнера Ил-96-300, производство которого началось в 1992 году. Всего было простроено 22 самолета, в том числе президентский спецвариант. В 2000-м была разработана новая модель – с удлиненным фюзеляжем, повышенной пассажировместимостью и дальностью полета, однако она не стала востребованной у авиакомпаний. Сейчас Ил-96-400 производится в грузовой версии. Между тем, воздушное судно оказалось очень интересным для военных. По заказу Минобороны РФ на его основе создается ряд спецпроектов, включая «летающие танкеры» (топливозаправщики).
«Сейчас важно развивать школу широкофюзеляжных самолетов и обеспечить загрузку, – отметил Коротченко. – Я думаю, надо поднимать вопрос, чтобы были серийно закуплены Минобороны «воздушные танкеры».
То же касается и некоторых других разработок. При этом ВАСО нуждается в отечественных комплектующих, которые должны прийти на смену импортным. В решении задачи способна помочь кооперация со средними и малыми производствами. Есть и другие направления, где можно развивать производственную цепочку с участием этого предпринимательского сектора – связь, электроника, ремонт и тому подобное.
«Нужно грамотно применять инструменты господдержки»
В ходе дискуссии поднимались проблемы малого и среднего бизнеса в контексте ОПК. Среди них были названы высокая стоимость лицензирования, сложности с утверждениями контрактов между заказчиком и исполнителем Гособоронзаказа, повышенные ставки по кредитам.
В то же время директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко отметил, что зачастую предприниматели просто не владеют информацией о мерах господдержки. А их, по словам эксперта, в России достаточное количество. Только по линии министерства промышленности и торговли их более 30-ти. Другой вопрос, как они используются.
«Нужно научиться грамотно применять существующие инструменты, – говорит Шпиленко. – К примеру, сейчас запущен механизм промышленных кластеров, который регламентирует 779-е постановление правительства РФ. Он позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса встраиваться в производственные цепочки крупных оборонных предприятий. Причем, при соблюдении определенных условий государство готово покрыть не менее 50 % понесенных затрат малому и среднему бизнесу. Другой пример: многие сетуют, что не готовы нести затраты на сертификацию. Но у нас и это государство готово финансировать для малых предприятий. Алгоритм прописан в 779-м и 41-м постановлениях правительства РФ».
Эксперт подчеркнул, что ведется работа, направленная на совершенствование законодательных механизмов господдержки. «Многие предприниматели жалуются, что они несут большие накладные расходы. Решить эту проблему призвана законодательная инициатива, одним из авторов которой стал депутат Госдумы Сергей Чижов. Речь о внесении изменений в Федеральный закон о промполитике в части, касающейся технопарков. Реализация инициативы в случае принятия изменений позволит существенно снизить накладные расходы».

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Лариса Карпызина
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели