Создание благоприятной среды для ведения бизнеса – один из приоритетов руководства нашей страны. В условиях некоторого ухудшения экономической ситуации в стране создание благоприятного инвестиционного климата и устранение административных барьеров становятся задачами стратегического значения. Вместе с тем, следует отметить, что эта сфера не терпит экспериментов: ошибки в части законодательных инициатив могут дорого обойтись российской экономике. В этой связи особенное значение приобретает развитие института оценки регулирующего воздействия законопроектов (ОРВ). Внедрение подобных практик было начато Минэкономразвития в 2010 году - за это время они зарекомендовали себя как эффективный инструмент «сверки часов» между бизнесом и властью.
На сегодняшний день процедуры ОРВ регламентируются на уровне как федерального законодательства, так и нормативных актов в субъектах РФ. В свою очередь, МЭР активно участвует в совершенствовании методологической базы и осуществляет непрерывную консультатционную поддержку.
В рамках мониторинга динамики развития этого института Минэкономразвития регулярно обновляет рейтинг субъектов по качеству осуществления ОРВ. При распределении мест учитывается мнение представителей бизнес-сообщества, особенности процедуры в городах федерального значения и организации местного самоуправления муниципальных образования, а также практический опыт (с учетом количества проведенных оценок и экспертиз).
Составители рейтинга отмечают, что в подавляющем большинстве регионов наметилась положительная динамика: Воронежская область, еще в 20014-м включенная в группу субъектов с наивысшей оценкой, за прошедший год поднялась на 24 позиции и расположилась на 13 месте.
Тем не менее, остаются и проблемные регионы: «тройки» и «неуды» получили Ивановская область, Карачеево-Черкесская Республика, Курганская и Новгородская области, Ингушетия, Крым, Хакасия, Сахалинская область, Чукотский автономный округ.
В числе наиболее распространенных недочетов - пробелы в нормативно-правовом закреплении института ОРВ, его отсутствие на муниципальном уровне, несистематичность экспертиз, недостаточно развитое взаимодействие с представителями бизнес-сообщества.