В пекле Афганистана

15 февраля 2017 / просмотров – 743
Городская жизнь

О том, что довелось пережить в разгар Афганской войны, «ГЧ» рассказали ветераны 11-й отдельной авиационной эскадрильи Центрального округа войск национальной гвардии России.

«Там очень быстро можно было узнать человека»
Председатель Совета ветеранов эскадрильи, подполковник запаса Евгений Правдухин воевал в Афганистане в 1984 – 1985 годах. В первый же день на афганской территории ему пришлось столкнуться с трагедией. «Мы направлялись к месту базирования в Кабул, но из-за погодных условий были вынуждены сделать временную остановку на аэродроме в Баграме, – делится воспоминаниями Евгений Константинович. – Здесь у нас на глазах противник сбил ракетой Ил-76. Это был грузовой борт, перевозивший книги для военторга. В результате крушения погибло 13 человек…» Так начались будни нашего собеседника в стране, охваченной войной, где практически каждый вылет был сопряжен с риском для жизни.
Служба в таких условиях требует особой выдержки. Это жесткий «тест на характер», но тем ценнее опыт, полученный в экстремальной обстановке. Недаром дружба воинов-афганцев не тускнеет с годами. «Там очень быстро можно было узнать человека, – говорит Евгений Константинович. – Когда «варишься в одном котле», раскрываются все качества…»
Афганистан стал особой проверкой и на военное мастерство. Причем действовать приходилось в ситуации дефицита времени. «Я летал в качестве бортового авиационного техника и работал начальником технической части звена, – рассказывает Правдухин. – Когда с операции возвращался изрешеченный борт, его нужно было восстановить за ночь… Мы получили очень большой опыт по замене двигателей, винтов, лопастей, трансмиссий вертолетов». В сжатые сроки совершенствовались и тактические приемы. Впоследствии эти навыки сыграли серьезную роль уже в других, не менее экстремальных обстоятельствах. Евгений Константинович участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Кроме того, он прошел две Чеченских войны: за его плечами семь командировок на Северный Кавказ. Мужество и профессионализм нашего земляка получили высокую оценку на государственном уровне. Он кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалей «За боевые заслуги», Нестерова и других наград.

«Воздушные ловушки» горно-пустынной местности
Полковник запаса Валерий Лихачев в 1984-1985 годах служил в полку, история которого тесно связана с афганскими событиями. Часть базировалась в Кагане – название этого города, расположенного в Узбекистане, хорошо известно вертолетчикам старшего поколения.
«С первых дней ввода советских войск в Афганистан пилоты столкнулись со специфическими проблемами, которые возникали в условиях полетов в горно-пустынной местности, – рассказывает наш собеседник. – Им пришлось бороться с такими явлениями как «затягивание в пикирование», «вихревое кольцо», «валежка»*… Нехватка опыта приводила к потерям. Тогда было решено создать центр доподготовки летного состава, убывающего в ДРА. Он был образован в городе Чирчик в Узбекистане.** В эту структуру входили два полка, один из которых дислоцировался в Кагане. Я служил в нем».
Здесь пилоты под руководством инструкторов тренировались на местности, очень похожей по своим особенностям на афганскую. Полученные навыки помогали снизить риск в дальнейшем. Валерий Митрофанович участвовал в обучении военнослужащих. Он командовал эскадрильей Каганского полка, в состав которой входили Ми-8, в силу своей универсальности заслужившие репутацию «рабочих лошадок» авиации, и Ми-26 – самые большие транспортные вертолеты в мире. Эти винтокрылые машины активно использовались в боевых действиях в Афганистане. Но прежде чем экипажи Ми-8 и Ми-26 отправлялись воевать, они проходили через курс подготовки в Кагане.
Об испытаниях войны знает не понаслышке и сам Лихачев, который является кавалером боевых наград. Он вместе с другими офицерами полка участвовал в наиболее сложных военных операциях, а после Афгана прошел через горнило многих локальных конфликтов. Более того, опытному профессионалу доверяли спецзадания, требующие ювелирного мастерства. Когда в зоне Чернобыльской аварии потерпел крушение Ми-8, Валерий Митрофанович блестяще провел эвакуацию вертолета, упавшего в нескольких метрах от реактора. За этот мужественный поступок он был награжден орденом Красной Звезды.
Уже в 2009 году экипаж Ми-26 под командованием Лихачева эвакуировал американский вертолет «Чинук», подбитый в Афганистане. Тогда наши вертолетчики сделали то, что оказалось не под силу их иностранным коллегам. Это признало и руководство США, выразившее российским пилотам благодарность за профессионализм и самоотверженность.

Опасный путь из Хайратона в Кабул
Майор запаса Олег Сметанин выполнял задачи в Афганистане в 1986-88 годах. «До этого я служил во Владимире. В один из дней вызвали к командиру, вручили предписание. Я ответил: «Есть». Мы все следовали присяге», – рассказывает Олег Леонидович.
Сметанин служил в инженерном батальоне, в обязанности которого входило строительство и восстановление разрушенных аэродромов, перевозка грузов из Хайратона в Баграм и Кабул.
Одна из главных достопримечательностей Хайратона – автомобильно-железнодорожный мост, соединяющий этот афганский город с узбекским Термезом. Его возвели советские строители. До 1989-го он носил название Мост дружбы. Переправа имела большое стратегическое значение. Через нее и дальше – по северной транспортной артерии, ведущей в Кабул, в Афганистан доставляли топливо, военные и гуманитарные грузы…
Во время службы рискованных ситуаций хватало, но, как говорит наш собеседник, никто не паниковал. Все были максимально сосредоточены на выполнении поставленной задачи. «Мы прекрасно понимали, что находимся среди населения, которое ведет партизанскую войну, и постоянно были начеку. Самым главным в критический момент было сохранить личный состав», – отмечает Олег Леонидович. К слову, когда он прибыл в Афганистан, ему было всего 23 года, а солдатам, находившимся в его подчинении, и того меньше – по 18-19 лет. «Нас инструктировали военнослужащие, имевшие опыт службы в афганских условиях, – уточняет Сметанин. – Война к тому времени велась несколько лет, уже были наработаны навыки. Бывалые офицеры давали полезные советы, вплоть до того, где лучше хранить в «КамАЗе» автомат». Вскоре он и сам уже знал все тонкости службы в воюющей стране. Этот опыт пригодился и за пределами Афганистана: Олег Леонидович участвовал в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Его воинский путь отмечен медалью «За боевые заслуги» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с мечами.

«Воздушный спецназ»
11-я отдельная авиационная эскадрилья Центрального округа войск национальной гвардии России ведет свою историю с 1993 года. Это подразделение обладает поистине героической репутацией. Его военнослужащие участвуют в антитеррористических операциях, несут дежурства в системе поисково-спасательной службы, эвакуируют раненых и больных, ведут борьбу с пожарами…

Люди особой закалки
В составе эскадрильи служили 27 вертолетчиков, которые в разное время прошли через боевые действия в Афганистане. Это люди особой закалки, которые многократно сталкивались с опасностью. Сегодня ветераны подразделения продолжают вносить свой вклад в укрепление оборонноспобности России, передавая опыт молодым пилотам и активно участвуя в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

*Самопроизвольное кренение вертолета вправо.
**Возглавил его будущий генерал, Герой России Борис Воробьев. Борис Алексеевич летал на различных типах вертолетов, внес большой вклад в обучение пилотов. Первым выполнил «мертвую петлю» на вертолете. Погиб в 1998 году во время испытательного полета на Ка-50 «Черная акула».

Фото Александра Томилина, Ларисы Карпызиной и из личных архивов Евгения Правдухина, Валерия Лихачева, Олега Сметанина.

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Наши войска сдерживали афганский наркотрафик»

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели