- Возглавляемый Вами факультет является мощным блоком профессионального обучения в сфере энергетики и управления техническими системами. Какими достижениями Вы, как руководитель, гордитесь сегодня?
- Да, действительно, на сегодняшний день факультет представляет собой гармоничную структуру, в которую входят кафедры, проводящие обучение студентов по важнейшим для современной российской экономики направлениям подготовки.
Главной гордостью факультета, как и любого образовательного подразделения, являются наши выпускники. Ведь именно подготовка профессионалов, способных решать сложные задачи в условиях современного производства, является основной целью нашей работы. А для ее достижения нужно очень многое. Это и высококвалифицированный преподавательский состав, и современное оборудование, и доступ к профессиональной информации, и возможность прохождения производственной практики на ведущих предприятиях, и участие в научных исследованиях в процессе обучения. Всё это у нас есть, и мы стремимся поддерживать высокий уровень качества образования, соответствующий статусу опорного университета. Результатом является высокая востребованность наших выпускников работодателями; многие выпускники становятся ведущими специалистами и руководителями промышленных предприятий и организаций.
- Каков был конкурс при поступлении в этом году? Каким абитуриентам отдается приоритет? Как работает система мотивации студентов?
- Прием абитуриентов на программы бакалавриата производится по результатам ЕГЭ, поэтому говорить о конкурсе в традиционном смысле не совсем правильно. Если же подсчитать количество абитуриентов, которые в этом году изъявляли желание обучаться на факультете и, соответственно, подавали заявления на одно или несколько наших направлений, то этот показатель составил около 5 человек на место. Приоритет при зачислении отдается, конечно же, абитуриентам, имеющим более высокий балл ЕГЭ. Кроме того, правилами приема предусмотрены дополнительные 10 баллов за отличный аттестат. И такие студенты у нас есть. Что касается поступления в магистратуру, то здесь конкурс составил около 2 человек на место.
Прослеживая результаты приема за несколько прошлых лет, хотелось бы отметить, что молодые люди стали более осознанно относиться к выбору направления и профиля обучения, а значит, и к выбору своей будущей профессии. Это к вопросу о мотивации студентов. Конечно, немаловажную роль играют и материальные стимулы – повышенная стипендия за учебную и научную деятельность, но главным мотиватором для студентов, на мой взгляд, является желание получить подготовку в интересной для них области знаний и, как следствие, построить в будущем успешную профессиональную карьеру.
Глава «Росатома» Алексей Лихачев: «В 2020-е годы планируется строить атомные энергоблоки десятками в год. Потребность в инженерах вырастет в разы».
- Есть ли в планах задачи по расширению факультета? Какова численность студентов?
- В этом году численность студентов очной формы обучения составляет более 500 человек. Кроме того, кафедры обеспечивают подготовку более 800 студентов-заочников. А по поводу расширения факультета нужно сказать следующее. Сегодня мы до сих пор пожинаем плоды «демографической ямы» начала 2000-х, и количество хорошо подготовленных и имеющих стремление к получению знаний абитуриентов сравнительно невелико. Поэтому стоит вести речь не о расширении, а об адаптации образовательных программ факультета к потребностям предприятий энергетической и других отраслей промышленности с учетом постоянного развития технологий. Так, например, в рамках уже давно существующего направления «Управление в технических системах» в этом году открыт профиль подготовки бакалавриата «Системы управления объектами атомной энергетики» и магистерская программа «Управление процессами ресурсообеспечения АЭС». Кстати, это была не односторонняя инициатива факультета, решение было одобрено представителями Росатома. Для реализации этих образовательных программ в структуре факультета была создана базовая кафедра автоматизации и управления объектами атомной энергетики, которая активно взаимодействует с Нововоронежской АЭС.
- Вероятно, приближение учебного процесса к потребностям реального производства требует прямых контактов с предприятиями? С какими из предприятий сотрудничество стало традиционным? В каких формах оно выражается?
- Конечно же, тесное взаимодействие с промышленными предприятиями является одним из необходимых условий подготовки квалифицированных кадров, обладающих современными профессиональными компетенциями. Во-первых, мы получаем возможность использования в учебном процессе современного лабораторного и производственного оборудования, которым располагают предприятия, а приобретать его только для учебных целей экономически нецелесообразно. Во-вторых, студенты получают опыт участия в реальных проектах и разработках, их теоретическая подготовка реализуется с учетом специфики деятельности конкретной организации. В-третьих, в результате работодатель получает подготовленного сотрудника, которого не нужно доучивать или переучивать.
Первым опытом сотрудничества факультета в таком формате является создание филиала кафедры электромеханических систем и электроснабжения на базе ОАО «Агроэлектромаш» при участии ОАО «Корпорация НПО «РИФ». На площадях предприятия проводятся учебные занятия, лабораторные исследования, выполняются курсовые и дипломные проекты по профилю «Электромеханика» с привлечением к учебному процессу и научно-исследовательской работе ведущих специалистов.
В рамках сотрудничества с ОАО «Корпорация НПО «РИФ» студенты старших курсов и выпускники кафедры выполняют исследовательские, курсовые и дипломные работы с последующим трудоустройством. Более того, из выпускников кафедры создан инновационный отдел электромеханики – конструкторско-исследовательское подразделение БЮРО-70.
Также одной из эффективных организационных форм сотрудничества является создание научно-образовательных центров.
В 2014 году при участии кафедр факультета при ЗАО «МЭЛ» и ЗАО «Орбита» был создан базовый научно-образовательный центр «Энергия М». При подготовке бакалавров и магистров в области автоматизированного электропривода, электромеханики, управления в технических системах используется оборудование базовых предприятий, например, уникальные стенд-имитатор системы управления энергообеспечением космической станции «Мир»; стенды испытаний и программирования микропроцессорных систем управления энергообеспечением и терморегуляцией космических аппаратов.
Факультет традиционно сотрудничает с Нововоронежской АЭС. Начиная с 2014 года, на атомной станции функционирует научно-образовательный центр «Энергоатом», который предоставляет студентам уникальную возможность знакомиться с промышленным оборудованием такой передовой отрасли как атомная энергетика.
Конечно же, я назвал далеко не всех промышленных партнеров факультета, надеюсь, их руководители и коллективы не будут на меня в обиде.
- Вы уже сказали, что выпускники факультета востребованы ведущими промышленными предприятиями и организациями. Как прослеживается трудоустройство выпускников после получения диплома? Как Вы оцениваете подготовку своих выпускников?
- В университете существует специальное подразделение, не только контролирующее, но и содействующее трудоустройству выпускников. Проводятся «ярмарки вакансий», где представители предприятий знакомятся со студентами старшего курса и предлагают им рабочие места. Эта деятельность, в которой принимают активное участие сотрудники факультета, позволяет из года в год добиваться почти 100-процентного трудоустройства выпускников. Хочу заметить, что некоторые студенты бакалавриата и многие обучающиеся в магистратуре уже трудятся по профессии. Дальнейшая карьера наших выпускников, конечно же, не прослеживается на регулярной основе, но, благодаря личным и профессиональным контактам, мы видим успехи лучших из них. Могу привести один показательный пример. На одном из Дней открытых дверей я был очень рад представить собравшейся аудитории выпускника и работодателя в одном лице – Шапошникова Павла Сергеевича, директора научно-технического центра «Электромеханические системы». То есть круг замыкается: обучение на факультете – профессиональная карьера – должность руководителя предприятия – приглашение на работу выпускников. И это не «семейственность», а реальное признание качества образования.
Если говорить об уровне подготовки выпускников в целом, то самой объективной его оценкой будет опять же оценка от компаний, в которых они трудятся. Уже в течение нескольких лет Правительство Воронежской области проводит мониторинг эффективности деятельности высших учебных заведений на основе анкетирования работодателей. В анкетах оцениваются различные компетенции. Хочу отметить, что выпускники нашего факультета получают не максимальные (идеал недостижим), но достаточно высокие оценки, например, 70 из 75 возможных баллов.
- Каковы направления научных исследований на факультете? Какое участие в них принимают студенты? Насколько востребованы результаты этой деятельности предприятиями атомной промышленности?
- Научные интересы преподавателей факультета весьма обширны. Это исследования в области электромеханических систем, энергосберегающие технологии в тепло- и электроэнергетике, моделирование в сфере энергетических и теплотехнологических установок, проектирование электроприводов специального назначения; интеллектуальное управление в распределенных системах принятия решений, автоматизированные системы управления потенциально опасными технологическими процессами.
Конечно же, для привлечения студентов к научной деятельности от них требуется хорошая базовая теоретическая подготовка.
Если говорить об исследованиях в интересах предприятий атомной промышленности, то стоит сказать о реализуемом в настоящее время на Нововоронежской атомной станции научно-техническом проекте, призванном повысить безопасность функционирования объектов атомной энергетики.
- Как в целом можно оценить вклад факультета в развитие атомной промышленности?
- Атомная промышленность представляет собой сложнейший комплекс, в который входит множество предприятий и организаций. Здесь необходимы специалисты огромного количества профилей. И основной наш вклад в развитие отрасли я вижу в подготовке квалифицированных инженерных кадров для эксплуатации атомных электростанций. Также чрезвычайно важным является повышение безопасности этих стратегических объектов, а это одно из приоритетных направлений прикладных научных исследований факультета.