В Воронеже действует уникальный церковный музей
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В Воронеже действует уникальный церковный музей

7 января 2015 / просмотров – 3312
Истфакт

Старинные иконы; книги с печатью собора, утраченного в богоборческие времена; крест, найденный на месте гибели генерала Лизюкова, – это лишь немногие примеры раритетов, которые можно здесь увидеть. Сейчас это единственный церковный музей на территории Воронежской митрополии. Он расположен в Воскресенском храме, который ведет свою историю с XVIII века.

Речь о кабинете-музее имени М.М. Девицкого, созданном год назад по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, по инициативе настоятеля храма протоиерея Василия Володько и при поддержке сотрудников ВГУ. Материалы для экспозиции собирались более 20 лет. Часть артефактов была найдена в ходе работ по восстановлению Воскресенской церкви. Некоторые раритеты были переданы священнослужителями и прихожанами. Музей ведет активную исследовательскую и просветительскую деятельность; его коллекция постоянно пополняется. Здесь интересно побывать всем, кто хочет больше узнать о прошлом воронежского края.
Древние лики
Особая часть экспозиции – старинные иконы, которые передавались в семьях верующих из поколения в поколение. «Среди них есть редкие образцы, время создания которых еще предстоит уточнить специалистам», – пояснила доцент кафедры русской литературы ВГУ Татьяна Куркина, которая по просьбе священнослужителей проводит в музее экскурсии. Она также отметила, что в собрании представлены иконы предположительно XIX века с окладами, очень искусно выполненными воронежскими жестянщиками.
Старинные фолианты
Значительную часть музейного собрания составляют книги. В их числе – сборник проповедей, датированный 1776 годом. «Он почти ровесник Воскресенскому храму, поскольку строительство каменного здания завершилось в 1768-м», – подчеркнула Татьяна Николаевна. Такие фолианты были напечатаны по распоряжению императрицы Екатерины Великой. Сейчас издание, которому уже более двух веков, один из самых ценных экспонатов коллекции.
Здесь же можно увидеть книги со штемпелем Благовещенского собора Митрофановского монастыря – того самого, что когда-то возвышался там, где ныне стоит главный корпус университета. «В обители была обширная библиотека, которая размещалась в трехэтажном строении», – отметила Татьяна Николаевна. Когда начались гонения на религию, часть изданий, которые здесь хранились, удалось сберечь стараниями верующих.
Книга друга Михаила Булгакова
Еще один раритет – книга «Последование молебного пения», напечатанная в 1829 году в Киево-Печерской лавре. «Когда-то давно это старинное издание принадлежало церковному деятелю Александру Глаголеву, о чем свидетельствует экслибрис,* – рассказала Татьяна Куркина, – этот протоиерей служил в киевском храме Николая Чудотворца и был известным ученым. Он участвовал в публикации комментариев к Библии; в работе над православной энциклопедией, которая увидела свет в начале XX века… Этот человек также интересен тем, что был дружен с писателем Михаилом Булгаковым и даже стал прототипом одного из персонажей знаменитого романа «Белая гвардия». Автор показал его в своем произведении как отца Александра, служителя храма Николы Доброго».
Загадочный крест
Некоторые экспонаты отражают жизнь прихода в разные периоды истории. В их числе старинный сосуд для масла; дореволюционная камера-обскура** и картинки с видами Палестины, изготовленные в ту же эпоху; венцы, которые использовались во время венчания молодоженов уже в советские годы... Есть здесь и загадочный артефакт, обнаруженный на месте гибели военачальника Александра Лизюкова – старинный металлический крест-распятие тонкой художественной работы. Трудно сказать, имеет ли он какое-либо отношение к легендарному командарму или его окружению, однако находка интригует.
Не менее интересны и другие экспонаты, например, самодельные книги, которые появились во время гонений на церковь. «В нашей стране с 1920-х годов до середины 1940-х не было возможности печатать духовную литературу, – пояснила Татьяна Николаевна, – тогда люди выходили из положения, прибегая к «самиздату»: переписывали Священное писание, молитвы, церковные книги. Это наглядно показывает, что даже в самых сложных обстоятельствах Вера в народе не угасала…»

Причисленный к сонму святых
Кабинет-музей носит имя церковного деятеля Митрофана Девицкого – последнего предреволюционного настоятеля Воскресенского храма, который погиб за Веру. Мы знаем о его судьбе, благодаря внуку – известному воронежскому журналисту Юрию Поспеловскому, который написал о жизни деда очерк на основе воспоминаний своей матери.
Митрофан Девицкий родился в 1877 году в селе Давыдовка Коротоякского уезда, в семье диакона. Учился в Воронежской семинарии, затем в Киевской духовной академии, которую окончил в звании кандидата богословия. Он был видным ученым, специалистом по Ветхому Завету.
В 1907-м Митрофан Михайлович был назначен клириком Тихвино-Онуфриевской церкви, а спустя два года – настоятелем Воскресенской. Заботы о храме и приходе он совмещал с активной просветительской и благотворительной деятельностью. Священник преподавал в учебных заведениях, организовывал чтения для молодежи, помогал нуждающимся. Известно также, что отец Митрофан был прекрасным оратором – его проповеди пользовались большим успехом у прихожан и печатались в «Епархиальных ведомостях». Нередко они были приурочены к значимым событиям в царской семье. Может быть, поэтому при новой власти с ним люто расправились. В 1920-м он был расстрелян без суда и следствия на глазах у семи детей и беременной жены…
Спустя десятилетия, в 1981 году Митрофан Девицкий был причислен к сонму священномученников. Он почитается в числе небесных покровителей Воронежской православной духовной семинарии.

* Знак на книге с именем и фамилией владельца.
**Устройство, позволяющее получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном в виде матового стекла на противоположенной стороне.

Деревянная церковь на месте нынешнего Воскресенского храма существовала еще в допетровские времена, но называлась иначе – во имя святых Косьмы и Домиана. Это строение сгорело во время пожара в 1748 году. На смену ему воздвигли каменный храм, получивший название в честь праздника Воскресения Христова. Сейчас в музее можно увидеть предметы, косвенно свидетельствующие о том, как строили здание. Это несколько старинных гвоздей, найденных при восстановительных работах. Они очень массивные. Глядя на них, понимаешь, что храм возводился на века.

В 1930-е годы Воскресенский храм был закрыт, а его здание власти передали под склад предприятиям легкой промышленности. В войну был разрушен верхний ярус колокольни, но сама церковь устояла. После освобождения города от фашистов здесь вновь разместились складские помещения. И только в 1993 году областная администрация приняла решение вернуть храм верующим. Тогда он находился в удручающем состоянии. Пришлось проделать колоссальную работу, чтобы его восстановить.

Фотографии Евгения Сорбо.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели