Устойчивое социально-экономическое развитие страны невозможно без рационального использования сельхозземель. Они выступают ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности, роста и развития экономики, а также средством повышения качества жизни значительной части населения. Следовательно, для увеличения объемов производства высококачественной и экологичной продукции при условии сохранения плодородия почв и соблюдения требований в области охраны окружающей среды, требуется более эффективный подход.
Правовая база
Использование земель сельхозназначения регулируется обширной нормативно-правовой базой (более 10 федеральных законов). Но, несмотря на это, проблемы в данной сфере сохраняются. Часть из них носит природный характер. Эрозия, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сорными и карантинными растениями приводят к потере плодородия и выводу земель из хозяйственного оборота.
В связи с этим Минсельхоз предлагает создать государственный реестр сельскохозяйственных земель, ведение которого будет осуществляться с помощью ЕФИС.* Также предлагается ввести паспортизацию агроугодий.
Несвязанная поддержка
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусматривает ряд мер господдержки, в том числе растениеводства. Госдума неоднократно обращала внимание Правительства РФ на то, что субсидии на оказание несвязанной поддержки в этой области наиболее доступны и востребованы. Учитывая высокий уровень закредитованности аграриев и существенный износ материально-технической базы хозяйств, средства направляются на приобретение горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, химических средств защиты растений и семена, что позволяет обеспечить своевременное проведение сезонных полевых работ. А это, в свою очередь, положительным образом сказывается на плодородии земель. Однако в проекте федерального бюджета на ближайшую трехлетку деньги на погектарную поддержку пока не предусмотрены.
Мелиорация
Одной из главных возможностей активного влияния на качественное улучшение плодородия земель, является проведение комплекса мелиоративных мероприятий. Это особенно актуально для территорий со сложными природно-климатическими условиями, которые относятся к так называемой «зоне рискованного земледелия».
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» осуществляются капитальные вложения в объекты государственной собственности, отвечающие за межрегиональное распределение водных ресурсов и противопаводковые мероприятия.
«В 2017 году ресурсное обеспечение программы за счет средств федерального бюджета выросло в 1,5 раза и составило 11,4 миллиарда рублей (в 2016-м – 7,6 миллиарда), что позволило возместить затраты сельхозпроизводителей за счет средств консолидированных бюджетов на уровне 36,3%, – объясняет депутат Госдумы Сергей Чижов, более 10 лет защищающий интересы Воронежской области в Комитете по бюджету и налогам. – Увеличение субсидирования данного направления положительным образом скажется на повышении инвестиционной активности и увеличит площадь мелиорированных земель в 2-2,5 раза».
Институт землеустройства
Отдельный вопрос, по мнению депутатов, – совершенствование института землеустройства. В связи с упразднением государственной землеустроительной службы, созданием саморегулируемых организаций, возникновением стихийного рынка услуг и практически полным отсутствием госфинансирования, роль землеустройства как инструмента планирования необоснованно уменьшилась.
Новая редакция соответствующего федерального закона должна классифицировать землеустройство по целям и объектам в зависимости от наличия публичных и частных интересов, установить порядок проведения процедуры, в том числе в области госнадзора и экспертизы землеустроительной документации,
разработать механизмы межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях, а также гармонизировать законодательство с международным правом в сфере землеустройства.
Инновации в АПК
На парламентских слушаниях говорили и о том, что в агропромышленном комплексе наряду с традиционными методами востребованы инновационные, научно обоснованные технологии. Речь идет о таких понятиях, как «умное сельское хозяйство», «органическое» и «точное» земледелие.
К примеру, концепция «точного» земледелия основывается на дифференцированном внесении удобрений с помощью GPS-приемников, а также карт агрохимобследования и урожайности. Подобный подход позволяет планировать проведение сельскохозяйственных операций, снижает трудозатраты и оптимизирует применение азотных удобрений, обеспечивая рост производительности.
Органическое земледелие базируется на повышении эффективности производства за счет агроландшафтной организации угодий, научно обоснованного севооборота, исключения агрохимикатов, использования органических удобрений, и биопрепаратов. Согласно исследованиям, это направление может стать реальным выходом для человечества в решении проблемы продовольственной безопасности и борьбы с изменением климата.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев все сопутствующие материалы, участники заседания составили рекомендации для Правительства страны, субъектов РФ, а также ведомств, занимающихся вопросами сельского хозяйства.
*ЕФИС – Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения.