Педагог сегодняшнего дня
В Острогожской СОШ № 1 уже два года работает учитель иностранных языков Юлия Григорьева, по образованию – зарубежный регионовед. Педагогический стаж Юлии насчитывает 4 года – на последнем курсе Тверского госуниверситета девушка работала в санаторной школе-интернате педагогом по английскому языку, затем преподавала уже в школе и Центре дополнительного образования города Гатчина Ленинградской области. Однако относительно небольшой опыт не помешал Юлии получить признание профессионального сообщества и стать финалистом всероссийского конкурса «Учитель года». В сентябре молодой специалист представит наш регион на заключительном этапе в Санкт-Петербурге.
Каким образом можно модернизировать учебный процесс, практически не имея преподавательской практики? Ответ знают авторы и участники программы профессиональной переподготовки «Учитель для России». Общественный проект, в рамках которого Юлия как раз и попала в Острогожск, направлен на то, чтобы привлечь в провинциальные школы молодых и энергичных людей, которые смогут внести свой вклад в развитие сферы образования, в воспитание будущего поколения.
Подробнее о системе поддержки молодых педагогов, конкурсе профессионального мастерства «Учитель года», а также об особенностях работы с детьми корреспонденты «ГЧ» узнали у самой Юлии Григорьевой.
«Мы несем в классы принципы гуманистической педагогики»
– Юлия, расскажите, как Вы попали в сферу образования и как стали участницей программы «Учитель для России»?
– Всегда говорю, что в школе оказалась случайно. Но все случайности, как известно, неслучайны. Во многом на выбор повлиял директор санаторной школы-интерната села Медное Тверской области, где я работала на 5 курсе университета. Это человек, который оставил международную карьеру после 7 лет жизни за границей ради того, чтобы работать в маленькой российской школе. И сейчас благодаря его стараниям перед учащимися открыты удивительные возможности для творчества и путешествий. Такие истории меня вдохновляют. Тем не менее, когда после окончания вуза я начала преподавать в школе Гатчины, мне было трудно. В то же время Центр дополнительного образования, в котором я подрабатывала, отказался продлевать контракт, поскольку у меня нет педагогического образования. Поэтому я искала работу и наткнулась на программу «Учитель для России», прочитала описание, и подумала, что это все – про меня. Тут же заполнила анкету и, к своему удивлению, прошла отбор. Потом было 5-недельное обучение в Летнем Институте. Вакансия учителя английского и французского языков в сочетании с курсами внеурочной деятельности по видео нашлась для меня в Острогожске. Здесь мне очень нравится: уютно и тепло, а люди открыты и доброжелательны.
– Как, на Ваш взгляд, программа «Учитель для России» повлияла или может повлиять на качество общего образования в нашей стране?
– Искренне верю, что данная программа и проекты, подобные ей, – то, что действительно меняет общество. Прежде всего, это происходит путем маленьких постепенных нововведений там, где они больше всего нужны. Пока говорить о масштабном влиянии этой инициативы на всю сферу образования рано, поскольку проект реализуется всего три года. Учителю программа дает очень хорошее подспорье: многие выпускники после окончания проекта реализуют собственные инициативы в сфере образования. Например, мы с друзьями в этом году запускаем развивающий курс для педагогов, целью которого является оказание им психологической поддержки. И самое важное, что предоставляет «Учитель для России», – это общение с друзьями и единомышленниками, готовыми и способными менять систему образования изнутри.
«Не стоит от себя и от детей ожидать сиюминутных результатов»
– Что для Вас означает труд педагога? Что Вы, прежде всего, стараетесь дать своим ученикам, помимо знаний по предмету? И какую отдачу получаете?
– В школе часто происходят маленькие, но значимые истории. Когда, например, мальчишка из неблагополучной семьи, не имеющий учебника и не умеющий читать, вдруг начинает заниматься с полной самоотдачей и становится одним из лучших учеников в классе – это ли не настоящее чудо? В такие моменты я чувствую, что все не зря! Это приносит радость, удовлетворение и покой. Но, с другой стороны, после нескольких очень трудных лет работы в сфере образования понимаю, что не стоит от себя и от детей ожидать каких-то невероятных успехов и сиюминутных результатов, это порой приносит разочарование и ведет к выгоранию. Важно помнить, что всему свое время. Нужно идти к намеченным целям, пусть и потихоньку, но не сдаваясь и не отказываясь от мечты. Эту мысль я всегда стараюсь донести до своих учеников – все возможно, если правильно поставить цель и идти к ней. Но еще важнее научиться для себя определять: чего я на самом деле хочу и зачем? В этом смысле, удивительно работать с самыми маленькими детьми – первым и вторым классом. Чем они младше, тем яснее понимают, чего хотят. И я стараюсь этому у них учиться.
– Почему Вы решили участвовать в конкурсе «Учитель года»? Чем, на Ваш взгляд, заинтересовали членов жюри?
– Конкурс – отличный шанс вынырнуть из школьной рутины и уделить время чему-то интересному и развивающему. На каждом из этапов – районном и областном – мы давали открытый урок, проводили мастер-класс для учителей, а также презентовали личный сайт, участвовали в педагогическом совете и конференции образовательных политиков. Оказалось, что те идеи и проблемы, которые я подняла, раньше в Воронежской области никто не обсуждал. Финал конкурса пройдет уже в сентябре в Санкт-Петербурге. Независимо от результатов я очень рада, что у меня есть возможность пообщаться с лучшими учителями страны и поделиться с ними идеей осознанного и внимательного отношения к себе и окружающим.
От профессионального признания – к народному
Для учителя, как и для любого специалиста, работающего на благо общества, высокая оценка и одобрение от аудитории значит столь же много, как и признание коллег. Согласитесь, порой одно лишь понимание того, что наш труд востребован, что он приносит реальную пользу и видимые результаты, укрепляет силы и вдохновляет на дальнейшее профессиональное развитие. Педагогам эту веру и толчок, в первую очередь, дают дети, которые ответным импульсом посылают подаренную им любовь и внимание. И кто как не ученик является самым беспристрастным экспертом, который строго, но справедливо оценивает деятельность своего учителя?
Более 10 лет в нашем регионе реализуется проект Центра Галереи Чижова «Любимый учитель», который призван помочь сформировать объективный народный рейтинг работников общего образования. В ходе открытого интерактивного голосования на сайте конкурса выпускники, ученики, и их родители оценивают труд учителей, оставляют им пожелания и слова благодарности . Отзывы воронежцев о деятельности педагогов позволяют не просто выявить лучшего специалиста, но и поощрить его ценными призами. Так, учитель, набравший наибольшее число голосов, выиграет шопинг в Центре Галереи Чижова на сумму 50 тысяч рублей. Для призеров и лауреатов проекта организаторы по традиции подготовили более 50 подарков.
Найдите своего любимого учителя в числе участников или зарегистрируйте педагога самостоятельно на сайте uchitel.glch.ru и проголосуйте за него до 16 сентября.