Участники Парламентских слушаний обсудят основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики 2018-2020

17 июля 2017 / просмотров – 232
Закон

18 июля, в рамках последней пленарной недели весенней сессии Комитет по бюджету и налогам проведет парламентские слушания, участники которых обсудят проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018-2020 годы.

Старт широкого общественного обсуждения этого документа в июле – одно из новшеств в работе федерального центра, внедренных по инициативе Госдумы 7-го созыва.
Соавтор инициативы депутат Госдумы от Воронежской области, член Комитета по бюджету и налогам Сергей Чижов отмечает, что с внесением изменений в БК РФ и федеральный закон «О парламентском контроле» созданы условия для повышения качества бюджетного планирования. С одной стороны, введена норма, предусматривающая сведение основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в единый документ – ранее они рассматривались по отдельности, что не лучшим образом сказывалось на согласованности расходной и доходной частей проекта федбюджета. С другой, регламентирован порядок проведения общественного обсуждения содержательной части документа – по новым правилам оно должно начинаться с парламентских слушаний. При чем, еще до официального внесения проекта на рассмотрение Госдумы в составе «бюджетного пакета».

Бюджет 2018-2020: «пространство для маневров» останется
С точки зрения структуры, проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики поделен на четыре основные части: в первой подводятся итоги предыдущего трехлетнего периода, во второй – перечислены факторы, которые в 2018-2020 годах будут влиять на развитие нашей страны, в третьей – определены задачи, на решение которых будет направлена экономическая политика, а также предложения, касательно плана действий. В заключительной части оформлена основа для формирования федерального бюджета на ближайшую «трехлетку».
Судя по ключевым параметрам, которые предлагается взять за основу при верстке главного финансового документа страны, Минфин предлагает и впредь придерживаться консервативного подхода. Его преимущества – в дополнительном пространстве для маневров, что достаточно четко проявились в ходе корректировки федерального бюджета, проведенной недавно. Так, бюджетные расходы будут удерживаться в пределах 17 триллионов рублей. Без изменений останутся и приоритеты бюджетной политики – это становится ясно, если посмотреть на распределение бюджетных расходов по разделам. Так, больше всего средств, по традиции, планируется направить на реализацию социальной политики – около 12,1 – 12,4 % ВВП.

Ключевой формой финансовой поддержки регионов в 2018-2020 годах будут оставаться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Ежегодно их объем будет составлять более 760 миллиардов рублей

Авторы ожидают, что в течение 2018-2020 годов оформится несколько позитивных трендов. В частности, предполагается, что за три года ненефтегазовый дефицит (разница между расходами и доходами, не считая полученных за счет углеводородов) снизится с текущих 8,3 % до 6,2 %.
Также должен измениться порядок покрытия дефицита: более интенсивно будут использоваться средства, полученные за счет внутренних заимствований, а не, как сейчас – из суверенных фондов. Что касается подходов к развитию межбюджетных отношений, главной формой финансовой поддержки субъектов будут оставаться дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Также будет продолжена работа по консолидации субсидий за счет объединения трансфертов, дублирующих или близких друг другу по цели.
Как отмечается в документе, приоритеты экономической политики будут сохранены. Она будет направлена, с одной стороны, на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, с другой – на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития. План действий включен в программу бюджетной консолидации, разработанной еще при подготовке федерального бюджета 2017-2019. Повышению эффективности работы в этом направлении также будет способствовать модернизация конструкции бюджетных правил, одобренных Госдумой во втором чтении на прошлой неделе.

Показать все, что скрыто
Одним из препятствий в достижении целевых темпов экономического роста разработчики документа считают значительную долю теневого сектора в структуре отечественной экономики.
Например, «серый фонд» заработной платы, по подсчетам экспертов, ежегодно составляет порядка 10 триллионов рублей. Деньги, как говорится, идут «мимо кассы»: с них не выплачиваются налоги и страховые взносы. Стимулом для «обеления» зарплат могло бы стать снижение ставок прямых налогов на труд. Это предусмотрено, в частности, «налоговым маневром 22/22», который рассматривается как наиболее вероятный сценарий модернизации налогового законодательства. Если он будет реализован, то страховые взносы будут снижены до 22 %, а ставка НДС – при сохранении текущих льгот, повышена до 22 %. Для сравнения на данный момент страховые взносы во внебюджетные фонды для большинства организаций составляют 30 % от фонда оплаты труда, для представителей МСБ – 26 %.
Как отмечает Сергей Викторович, по предварительным оценкам, «налоговый маневр» уже в первый год может принести в казну 500 миллиардов рублей дополнительно. Помимо роста доходов бюджета, это будет способствовать росту зарплат на рынке труда. Кроме того, поскольку снижение социальных взносов будет распространяться только на российских производителей, налоговый маневр укрепит их положение на рынке.

Новые правила для госкорпораций
Отдельное внимание будет уделяться повышению эффективности государственных компаний – на сегодняшний день отсутствие должного контроля за ростом их издержек и реализацией инвестиционных проектов, по оценкам экспертов, мешает в полной мере реализовать экономический потенциал России. Разумеется, решение этой проблемы – вопрос среднесрочной перспективы. Однако важный шаг в данном направлении предпринят в рамках законопроекта, принятого Госдумой в третьем чтении в начале июля. Документ, наряду с систематизацией всех форм субсидий, доступных госкорпорациям, и регламентацией порядка их предоставления на уровне бюджетного кодекса, предполагает включение проектов госкорпораций, финансируемых из бюджета, в федеральную адресную инвестиционную программу. «Это позволит применять такие важные механизмы, как оценка эффективности капиталовложений, проверка достоверности сметной стоимости, утверждение профильным ведомством или кабмином, – комментирует соавтор поправок к законопроекту Сергей Чижов. –Кроме того, для случаев выявления нарушения в части использования предоставленных средств, документом предусматривается возможность возврата средств в федеральный бюджет».

Какие рекомендации по совершенствованию основных направлений бюджетной налоговой и таможенно-тарифной политики выработаны по итогам Парламентских слушаний, а также расширенный обзор новаций, которые могут войти в жизнь россиян в течение ближайших трех лет можно будет ознакомиться в ближайшее время на нашем сайте.

Светлана Рейф
239-09-68
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели