У людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука

У людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука

8 февраля 2019 / просмотров – 2014
Образование

Труд ученого нелегок, но интересен. И во все времена деятельность химиков, физиков, математиков и прочих поклонников сложных дисциплин всегда вызывала уважение. В знак признательности самоотверженности ученых, работающих подчас на одном энтузиазме, был учрежден праздник, который отмечается 8 февраля – День российской науки.

Невозможно представить жизнь человека XXI века без технологий. То, что мы с вами живем в комфорте, получаем новые знания и информацию, наши дети ходят в школу, в мире искореняются многие вирусы и решаются глобальные проблемы, всему этому мы обязаны научному сообществу.

История праздника науки в России, в первую очередь связана с учреждением Академии Наук. Указ об открытии этого заведения, был подписан как раз 8 февраля 1724 года, Сенатом Российской империи, по велению императора Петра I. Это первое учебное заведение того времени, где могли учиться не только дети состоятельных родителей, но и низшего сословия. Главным условием были жажда знаний и талант. Открытие академии стало переворотным моментом для науки Российской империи. Под руководством ученых этого учреждения, было проведено очень много исследований и открытий.

Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям: математическому, физическому и гуманитарному. В свое распоряжение она получила богатейшие коллекции Кунсткамеры. Были созданы Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Физический и Минералогический кабинеты. Академия имела Ботанический сад и инструментальные мастерские. Здесь трудились крупные ботаники Иоганн Гмелин и Йозеф Кельрейтер, основатель эмбриологии Каспар Вольф, знаменитый натуралист и путешественник Петер Паллас. Работы по теории электричества и магнетизма проводились Георгом Рихманом и Францом Эпинусом. Благодаря исследованиям академических ученых закладывались основы для развития горного дела, металлургии и других отраслей промышленности России. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 году была создана первая генеральная карта страны – «Атлас Российский».

Целую эпоху в истории Академии и российской науки составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил ее фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии, географии; внес большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал первую химическую лабораторию, активно участвовал в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя.

Вторая половина XIX века характеризуется расцветом химической науки в России. Неоценим вклад в нее: Дмитрия Менделеева – творца периодической системы химических элементов, Николая Зинина – основателя школы химиков-органиков и Александра Бутлерова – создателя теории химического строения. Биологические науки представляли: Александр Ковалевский – основатель эволюционной эмбриологии, Андрей Фаминцын – создатель эволюционной физиологии растений и автор гипотезы симбиогенеза. На рубеже XIX–XX веков Россия дала миру такие имена, как Дмитрий Ивановский – первооткрыватель вирусов, Илья Мечников – один из первых Нобелевских лауреатов, раскрывший клеточные механизмы иммунитета, Иван Павлов – Нобелевский лауреат, открывший условные рефлексы – основу сознания. Гениальными трудами Владимира Вернадского заложены основы новых наук – геохимии, а позднее радиохимии и радиогеологии. Его учение о биосфере и ноосфере играет сегодня выдающуюся роль в решении экологических проблем.

В 50–70-х годах прошлого столетия российские ученые успешно участвовали в решении проблем, имеющих глобальное значение. Среди них создание вакцины против полиомиелита, позволившей практически искоренить эту страшную детскую болезнь. Разработаны основы радиобиологии, изучена лучевая болезнь и методы ее лечения. При активнейшем участии нашей страны была осуществлена иммунизация населения Земли против оспы. Общеизвестны успехи в области космической физиологии. В этот период огромный размах получили исследования, направленные на теоретическое обоснование поиска новых источников минеральных ресурсов и их освоение. Во всех регионах в составе Академии созданы новые институты, введен в действие крупнейший в мире научный флот, развернуты широкие экспедиционные исследования, охватившие не только территорию СССР, но и Мировой океан. Открыта новая – вендская – система в истории Земли, получены выдающиеся результаты в изучении глубинного строения недр. Открыты гигантские запасы железных руд на Урале и в районе Курской магнитной аномалии, уникальные месторождения апатитов на Кольском полуострове, алмазов в Сибири. Все это стало весомым вкладом в могущество нашей страны.

В первые два десятилетия XXI-го века наука обогатилась целым рядом открытий, которые в перспективе могут значительно повлиять на качество жизни каждого человека. Чего стоит только получение стволовых клеток из кожи взрослого человека, дающее возможность выращивать нужные органы без использования эмбриональных клеток! Фундаментальное открытие гравитационных волн дает человечеству надежду на путешествия между звездами, а из нового материала графен совсем скоро будут производить сверхъемкие аккумуляторы.

Сверхмощные лазеры
В 2006 году в нижегородском Институте прикладной физики РАН была построена лазерная установка, способная выдавать импульс мощностью 0,56 петаватта. В ближайшем будущем российские ученые планируют увеличить мощность установки в 20 раз, а в проекте – создание лазера мощностью до одного эксаватта. Отметим, на сегодняшний день самая мощная лазерная установка – два петаватта – находится в Японии. Столь мощные лазеры создаются вовсе не в качестве дорогостоящих игрушек. Такой лазер послужит основой для управляемого термоядерного реактора, а это будущее человечества, так как запасы топлива для них практически неисчерпаемы и, в отличие от атомных реакторов, они экологически чистые.

Когда и откуда взялись все элементы периодической таблицы
С 2000 по 2010 год в лаборатории имени Флерова в Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне ученые впервые синтезировали шесть самых тяжелых элементов с атомными номерами со 113 по 118. Отметим, что их изучение позволяет понять законы стабильности ядерной материи, выяснить, как происходил Большой взрыв, объяснить, когда и откуда взялись все элементы периодической таблицы, то есть постигнуть первоосновы жизни человека и Вселенной. Периодическая система выдает нам существование 170 сверхтяжелых элементов. Пока синтезировано только 118, но это не предел.

Энергия будущего
Очень много идет разговоров о том, что количество нефти и газа ограничено, и уже сейчас человечеству придется экономить на энергии. Исследователи из российского университета имени Губкина смогли доказать, что нефть и газ являются возобновляемыми, причем для их синтеза совершенно не обязательно ждать миллионы лет. Ранее считалось, что они формируются исключительно путем разложения органических веществ, на что необходимы биологические вещества (растения, останки животных) и уйма времени. Российским же ученым удалось доказать, что в верхней мантии Земли, на глубинах 100-150 километров, существуют условия для синтеза если не нефти, то, совершенно точно, газа, причем без участия биологических элементов и за гораздо более короткие сроки.

Все это возможно благодаря талантливым российским ученым и государственной поддержке. Россия всегда была на научной передовой и это место покидать не собирается. Создание благоприятных условий для развития научной деятельности в стране является одним из приоритетных направлений в работе Государственной Думы РФ. Депутаты систематически совершенствуют законодательство в области науки.

Расширение полномочий РАН
В прошлом году парламентарии расширили и уточнили направления и цели деятельности, основные задачи и полномочия Российской академии наук. Согласно соответствующим изменениям в закон «О Российской академии наук», внесенным на рассмотрение нижней палаты парламента Владимиром Путиным, РАН получила дополнительные полномочия. В частности, к целям деятельности академии теперь относится прогнозирование основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития страны вкупе с руководством научной и научно-технической деятельностью научных организаций и вузов.

Депутаты предоставили Российской академии наук право направлять в органы государственной власти РФ предложения по вопросам развития законодательства и проводить по указанным вопросам публичные слушания, а также закрепили за РАН необходимость информирования МИД России о международном сотрудничестве в сфере научной и научно-технической деятельности.

Согласно документу, РАН организует проведение совместно с зарубежными научными организациями фундаментальных и прикладных исследований, участвует от имени РФ в реализации международных научных программ и проектов. В законе говорится, что Российская академия наук организует международный академический обмен, содействует развитию научных и иных гуманитарных связей с государственными и негосударственными структурами других стран.

Государственные научные центры приобретут особый статус

На рассмотрении депутатов Государственной Думы сейчас находится один из наиболее актуальных и востребованных научным, академическим и университетским сообществом законопроектов о совершенствовании деятельности государственных научных центров РФ. Документ, разработанный Минобрнауки, приводит нормативную базу, регулирующую деятельность ГНЦ, в соответствие с современными условиями и потребностями в развитии научно-технологического комплекса.

Напомним, создание государственных научных центров в середине девяностых годов было обусловлено необходимостью сохранения научно-технологического потенциала и обеспечения развития фундаментальных и прикладных исследований в условиях перехода к рыночной экономической системе и значительного бюджетного дефицита. В новых экономических условиях задачи ГНЦ трансформировались. Исследования и разработки, выполняемые центрами, реализуются в рамках государственных и федеральных целевых программ. ГНЦ ведут научные исследования по всем приоритетным направления развития науки, технологий и техники в РФ. При этом регулирование в части порядка отбора научных организаций, претендующих на присвоение ГНЦ, в полной мере не реализовано, а основные функции этих центров нормативно не закреплены.

Законопроектом предлагается привести нормативную базу, регулирующую деятельность ГНЦ, в соответствие с современными условиями и потребностями развития научно-технологического комплекса. Принятый в первом чтении законопроект делает открытой процедуру присвоения статуса ГНЦ для любой научной организации, являющейся лидером не обязательно академической науки, но и отраслевой, и университетской. Кроме того, определены основные функции: проведение исследований и разработок, направленных на реализацию приоритетов научно-технологического развития России; создание и практическое применение новых технологий на основе использования результатов интеллектуальной деятельности; осуществление экспертной деятельности; участие в создании и обеспечение функционирования инфраструктуры научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Также для ГНЦ устанавливаются меры государственной поддержки в соответствии с законодательством РФ – такие, как освобождение от налога на имущество организаций и предоставление льгот по земельному налогу.

В Воронежской области определились с поддержкой технопарков и промышленных кластеров

Вслед за изменениями в федеральном законодательстве о промышленной политике, соавтором которых был депутат Государственной Думы от Воронежской области Сергей Чижов, областная Дума приняла соответствующий региональный законопроект. Департамент промышленности, согласно документу, наделяется полномочиями по установлению дополнительных требований к промышленным технопаркам, промышленным кластерам и их управляющим компаниям в целях получения ими мер поддержки.

Федеральный закон определил, что промышленный технопарк – это совокупность объектов инфраструктуры, обслуживаемых одной управляющей компанией и предназначенных для промышленного производства, научно-технических и инновационных исследований и разработок. К таким объектам относятся производственные цеха, лабораторные комплексы, бизнес-инкубаторы и социальная инфраструктура.

«Закон, определивший, что такое «промышленные технопарки» и уточнивший механизмы их государственной поддержки – это важный шаг к выполнению «майского» указа Президента по увеличению числа высокопроизводительных рабочих мест до 25 миллионов и росту доли малого и среднего бизнеса в экономике России. В настоящий момент промышленные технопарки действуют в 25 регионах страны и предоставляют более 1500 рабочих мест. В среднем в них зарегистрировано по 30-50 резидентов, из которых более 95 % – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В Воронежской области – это, например, технопарки «Содружество» и «Космос-нефть-газ», в которых располагаются более 80 малых предприятий», – отметил Сергей Чижов.

Светлана Подкопаева