Трагедия, тронувшая каждого. Почему так больно?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Трагедия, тронувшая каждого. Почему так больно?

9 ноября 2015 / просмотров – 2578
Психология

Авиакатастрофа российского аэробуса А321, без преувеличения, повергла в шок каждого из нас. Жители России в едином порыве горя и сочувствия восприняли эту трагедию, как личную. Было нестерпимо жаль тех, кто погиб, и тех, кто переживает утрату родных. А еще себя, ведь в том самолете мог оказаться каждый из нас… Так что же на самом деле произвело такое сильное впечатление, чего мы боимся и каковы последствия таких катастроф?

В первые дни после известия о падении самолета, интернет просто «взрывался» от постов о крушении. Каждый считал своим долгом прокомментировать случившееся. Одни делали репосты трогательного фото самой маленькой пассажирки разбившегося аэробуса: 10-месячной Дарины. Кто-то выражал сочувствие в соцсетях посредством многословных философских рассуждений о хрупкости жизни, непредсказуемости и несправедливости.
Образовался и другой «лагерь» сочувствующих: пользователи яро и часто грубо высказывали неприятие такой реакции на случившееся, дескать, этими страданиями людей не вернешь, тогда зачем устраивать «показуху»!? Остальные отправились праздновать Хэллоуин: жизнь-то продолжается, чем навлекли на себя волну недовольств и обвинений в бесчувственности.
С точки зрения психологии такие реакции, даже негативные, вполне объяснимы. Ведь подобные события невольно заставляют людей встретиться лицом к лицу с одним из самых мощных страхов – страхом смерти. И реакция на него у всех абсолютно разная. Одни отрицают, злятся, молчат. Другие горюют о том, что жизнь конечна, плачут о погибших и просто не могут держать эти эмоции внутри: требуется высказаться.
В такие моменты нужно помнить: мы все разные! Поэтому и нет «правильного», «приличного» способа реагировать на подобные события. Просто нужно дать друг другу право переживать трудные эмоции так, как это кажется необходимым.

Не будьте заложниками эмоций

Еще одним последствием случившейся авиакатастрофы стал панический страх летать. Особенно он усиливается в первые недели после трагедии, когда совершенно не ясна причина крушения самолета. Муссирование в СМИ различных версий падения российского аэробуса ведет только к нагнетанию обстановки. Появляется ощущение, что произошедшее – это случайность, а значит, может произойти в любой момент и, что самое ужасное, с каждым из нас. То есть застраховать себя от этого не может никто.
Такие рассуждения рождают панику: люди массово отказываются от путевок и командировок, если они связаны с полетами. Те же, кто решается сесть в самолет, погружаются в стрессовое состояние тревоги. Поэтому на борту могут происходить самые непредсказуемые вещи: истерики, панические атаки, всплески агрессии и так далее.
Чтобы успокоиться, перестать тревожиться и вернуть доверие к авиаперевозчикам, необходимо в первую очередь подойти к случившемуся с рациональной точки зрения: по статистике катастрофы такого масштаба происходят крайне редко. Так что наступление еще одного подобного события маловероятно.
Но встревоженные и мнительные люди, принимающие всю поступающую информацию на веру, оказываются заложниками эмоционального мышления, не могут принять логических доводов. Такое состояние в психологии называется «детским»: человек снимает с себя ответственность за свое поведение и реакции, «прикрываясь» одолевающим страхом. А ведь ребенку все простительно! Но это не выход, а попытка сбежать от честного переживания своих эмоций. Чтобы вернуться в уравновешенное, взрослое состояние, можно воспользоваться самыми элементарными правилами. Необходимо соблюдать информационную и психологическую гигиену, то есть меньше слушать выпуски новостей с будоражащими воображение подробностями катастрофы и заняться решением простых, повседневных вопросов, сосредоточиться на ежедневной рутине. А также найти способы релаксации, которые помогут расслабиться: физически и ментально.

Где страшно, там и интересно?

Любопытно, что, несмотря на обуревающие нас эмоции от трагедии, случившейся с самолетом, страх и нередко панику, мы с интересом рассматриваем фото с места катастрофы, слушаем трогательные истории о погибших пассажирах, рассматриваем их фото в соцсетях… Зачем нам все это видеть?
Просмотр фото и видео «не для слабонервных» – это возможность исследовать в первую очередь себя, свои страхи и фобии. Ведь нас всегда привлекает больше всего то, чего на самом деле очень боимся: смерть, боль, увечья. Разглядывая обломки потерпевшего крушения аэробуса, разбросанные вещи погибших пассажиров, мы как бы понарошку проигрываем случившееся со своим участием, представляем, что бы испытывали, находясь в падающем лайнере, о ком бы подумали в первую очередь, смогли бы принять свою смерть достойно. Это очень глубинная работа души и психики: в эти моменты начинаешь понимать, что и кто для тебя важнее, что хочется поменять, а что оставить. Потому что, в отличие от погибших, у тебя такая возможность есть.
И, конечно, представляя себя на месте погибших, мы оцениваем свое значение, место в жизни близких людей. Мы думаем: как бы по нам грустили, плакали, что и как говорили... Мы все очень любим себя жалеть. Необязательно напоказ, а так, в одиночестве, сидя напротив телевизора и пуская скупую слезу. И в момент, когда жалость к себе достигает пика, происходит любопытная реакция: мы вдруг всем своим существом осознаем, как, оказывается, любим жизнь, людей, которые нас окружают, дело, которым занимаемся. Все, что раньше могло быть окрашено в серый цвет, обретает положительное значение. Чуда здесь никакого нет: просто в сравнении с участью погибших все остальное – счастье.

Доверяйть миру, несмотря ни на что

Всех нас мучает вопрос, который, на самом деле, закономерен после таких трагедий: «За что?» Пассажиры разбившегося аэробуса ничего не сделали, ни в чем не виноваты, чем же они заслужили такую страшную и несвоевременную смерть?
Это называется – осознание. Ведь чаще всего человек пребывает в иллюзиях собственного бессмертия. Умом мы понимаем, что наше тело бренно, и рано или поздно действительно придется умереть, но продолжаем существовать так, как будто будем жить вечно. Это защитный механизм психики, который нас спасает. Представьте, если бы, например, провожая мужа на работу, мы бы четко понимали, что можем больше никогда его не увидеть, потому что либо он не вернется, либо мы сами можем погибнуть. Случиться может все, что угодно. Постоянно находясь в этом состоянии ожидания смерти, мы бы просто не могли жить, жениться, рожать, воспитывать детей и строить планы на будущее. Поэтому базовое доверие к миру очень помогает, оно дает ощущение, что все в принципе будет нормально, что-то мы можем контролировать в своей жизни, чем-то можем управлять.
Когда происходят подобные трагедии, это доверие подрывается. Нужно иметь большую внутреннюю силу, чтобы не впасть в агрессию и ненависть к миру, законам мироздания и смерти. Нужно учиться принимать то, что мы не можем изменить, достойно и мужественно. А осознание, что от нас в этом мире ничего не зависит, не должно толкать к апатии и ощущению бессмысленности во всем происходящем с нами. Действительно, остановить или победить смерть не в нашей власти. Но мы можем очень многое: отвечать за свои слова, поступки, действия.

По-другому не прожить

Внимание всех, кто следит за ситуацией с разбившимся лайнером, приковано к родственникам погибших пассажиров. Как они справятся с этой трагедией, можно ли после этого жить дальше? Мы сочувствием, сопереживаем, иногда слишком уходя в эти эмоции. Хотя, казалось бы, не имеем к этому никакого отношения. Но эти чувства очень полезны, потому что являются как бы репетицией переживания горя. Никогда не знаешь, где и когда оно настигнет. И быть готовым к нему нельзя. Но воспитать душу, «натренировать» ее к правильному принятию трагичных моментов – можно. Здесь уместна такая аналогия: если ты не умеешь плавать, то, оказавшись в открытом море утонешь. Тебя спасут, но сколько времени потребуется, чтобы реабилитироваться? Если же ты умеешь хотя бы чуть держаться на воде, то шансов спастись и выплыть с минимальными потерями для себя – гораздо больше.
Так и с переживаниями потери. Необходимо понять: все, что имеет начало, имеет и конец. И страдания закончатся тоже – рано или поздно. Горе – это не то, что рушит жизнь навсегда, это часть ее. Это та цена, которую мы платим за любовь. И по-другому не прожить.

Помните о главном

Конечно, время пройдет, и острота восприятия авиакатастрофы с аэробусом А321 притупится, а со временем и вовсе пропадет. Это свойство человеческой психики: даты, факты – все это стирается из памяти. Но вот эмоции, которые были вызваны с этой трагедией, остаются «записанными» в душе навсегда. Разве мы сможем когда-нибудь забыть боль и отчаяние, когда утонула подводная лодка «Курск» со всем экипажем, а гибель ни в чем не повинных детей при теракте в Беслане, на Дубровке… Когда случаются подобные события, вся страна скорбит. Нас всех объединяет горе. За всей чередой проблем, трудностей, ссор и взаимных претензий, в такие моменты мы как бы останавливаемся и вспоминаем о своей душе, о тех наших лучших качествах, которые делают нас людьми: сочувствие, сопереживание, поддержка.
И может быть, в следующий раз, когда кто-то из нас разозлится на своих родных, захочет накричать на своего ребенка, обидеться, хлопнуть дверью, уйти, он на секунду закроет глаза и увидит ту «знаменитую» фотографию 10-месячной Дарины… и вместо того, чтобы сказать неприятные слова, обнимет и поцелует любимого. Такие трагедии учат нас именно этому – всегда помнить о главном.

Наталья Шоломова
239-09-68
sholomyshka@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели