«Стенка на стенку»: богатырские забавы
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Стенка на стенку»: богатырские забавы

3 января 2011 / просмотров – 4715
Истфакт
Близятся святки. Так уж повелось, что на Руси это время исстари было связано с народными гуляниями, неотъемлемой частью которых считалось своеобразное спортивное состязание – кулачные бои. Мерились силушкой и наши земляки, да так в этом преуспели, что слава о воронежских бойцах шла далеко за пределами Воронежской губернии!
Лежачих не бить
Настоящие кулачные сражения проходили на льду реки Воронеж между работниками суконных фабрик, располагавшихся до революции на Придаче, и жителями береговой полосы, а также в слободе Чижовка. Дрались «стенка на стенку», применяя особые приемы, для которых имелись весьма колоритные названия: «подставить фонарь» (нанести сильный удар в область глаза), «свернуть салазки» (ударить сбоку в нижнюю челюсть), «дать под микитки» (под ребра). При этом категорически запрещалось использовать какие-либо гирьки или свинчатку для утяжеления удара, а в отношении бойцов, поверженных наземь, действовало неизменное правило – лежачих не бить. Не выяснялись отношения и после кулачных ристалищ. Вот как рассказывает о перерыве между подобными «сражениями» краевед и журналист Георгий Фомин (1878 – 1952), оставивший описание кулачных боев в Воронежской губернии: «Только что отчаянно дравшиеся люди теперь оживленно беседуют о бое, потирая снегом синяки. Некоторые в сторонке отлеживаются после удара «под микитки». Жалоб, злобы, стонов не слышно нигде. Настроение у всех совершенно мирное. В некоторых местах толпы слышится дружный смех. Смеются победители, смеются окровавленными лицами и побежденные».

На бой как праздник
Однако в пылу драки бывало всякое, и порой для кого-то из кулачников суровая мужская забава заканчивалась гибелью. Но, несмотря на трагические случаи, а также на порицание церкви и попытки противодействовать кулачным поединкам светских властей, жаркие схватки «стенка на стенку» проходили с завидной регулярностью вплоть до 1930 годов. Более того, такие деревенские турниры превращались в большое «культурное событие», привлекая «кулачников-гастролеров» из соседних сел. Крестьяне бросали все дела и отправлялись болеть за местных богатырей. Женщины наряжались в лучшие платья и приходили поглядеть на состязания с детьми. В больших селах одновременно выходили биться на кулаках по нескольку тысяч человек. Не помогала ни пропаганда, ни конная милиция. Замерла традиция только в годы коллективизации, когда крестьянам стало не до боев.

Герои деревенских турниров
Однако герои народных поединков не забыты по сию пору. Мой отец, выросший в селе Оськино, где некогда были сильны традиции кулачных боев, не раз слышал от стариков о местных «знатных бойцах». Один из них – горшечник – запросто поднимал телегу с горшками. Еще два оськинских отчаянных любителя помериться силой – родные братья – частенько затевали тренировочные «битвы» меж собой. Соседи, зазывая друг друга посмотреть на эти импровизированные бои, говорили: «Опять загорелись что жар!» С тех пор к братьям приклеилось прозвище Жаровы. До сих пор предается из уст в уста и история о том, как в 1924 году оськинские призывники, явившись на призывной пункт, устроили кулачное состязание и одержали победу над кулачниками из нескольких сел.

Воронежские «гераклы»
Были среди «кулачных дел мастеров» и настоящие легенды. Об этих «гераклах» можно прочитать в «Книге рекордов воронежского края», собранной и составленной краеведом Владимиром Елецких. Славой непобедимых бойцов в начале XX обладали придаченский суконщик Степан Попов и уроженец Бобровского уезда Антон Абаринов, который был настолько силен, что мог в одиночку перенести на большое расстояние мельничный жернов.
Славился богатырской удалью и другой бобровец – Проня Рябов, большой любитель потягаться с какой-нибудь заезжей «звездой» цирка. Пресса писала, что он мог сдвинуть с места хату и как-то усмирил жеребца, которого не могли удержать 10 конюхов. Шансов на победу у «звезд» не имелось никаких.
Главным силачом на ЮВЖД был отец актера Остужева Иван Пожаров. Этому завсегдатаю кулачных боев доводилось на спор и тянуть по рельсам груженый вагон, и поднимать колесную пару.
Достойным продолжателем рекордов дореволюционных силачей стал богатырь из Павловска Анатолий Протопопов, который в 1948 году в возрасте 21 года на чемпионате СССР среди моряков одной рукой отжал двухпудовую гирю 1002 раза! Не перевелись богатыри на воронежской земле и в наше время: майор-пограничник Александр Левшунов свободно разрывает телефонный провод со стальной жилой и толстую шелковую парашютную стропу.
Из исследования «Кулачные бои Воронежской губернии» Георгия Фомина:
«Дик русский кулачный бой, но не менее дики, как бы их не золотила современная культура и цивилизация, и английский бокс, и французская борьба, и испанские бои людей с быками и т.д.
Русские кулачные бои – это наш спорт, та его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости.
В кулачном бою бьют не по злобе, а любя кулачный бой, и, если одному противнику удалось свалить на землю ударом другого, он как спортсмен-кулачник удовлетворен, он победитель, и ему уже совершенно нет цели бить противника еще и далее лежащего на земле. Здесь никто ни на кого не должен иметь злобы или, как говорят сами кулачники, «сердца».

Настоящая кулачная баталия имела место в 1925 году в селе Давыдовка Воронежской области. Давыдовские кулачники противостояли бойцам из пяти сел. Противники шли «стенка на стенку» со знаменами. Бои шли целую неделю. Победу одержали давыдовцы.
Еще одним итогом этой кулачной битвы стали сломанные ребра и другие тяжкие увечья.
Бой «стенка на стенку» делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, и в самом конце взрослые опытные бойцы. Задача каждой стороны была в том, чтобы обратить сторону противника в бегство. Побежденной считалась «стенка», проигравшая «поле боя». У каждой «стенки» был свой вожак, который определял тактику боя и бойцы «надежы», целью которых было разорвать строй противника. Воины, встречавшие «надежу», были опытными мастерами боя «сам на сам» (один на один).
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели