Глобализация задач
На пленарном заседании научно-практической конференции, открывшем заключительный день фестиваля науки и творчества, организаторы и партнеры форума единогласно отметили грандиозный размах события – в «Киселевских чтениях» приняли участие ученики 80 школ из 30 муниципальных районов и городских округов региона. Так, обращаясь к будущим ученым с пожеланиями удачи, депутат городской Думы Олег Захаров подчеркнул, что движение, начавшееся 16 лет назад, продолжает активно развиваться. Оно затрагивает важнейшие аспекты нашей жизни – ребята предлагают научные решения актуальных экологических проблем, представляют свои идеи по здоровьесбережению нации, презентуют изобретения инженерной мысли, которые могут быть полезны обществу.
«Вы идете правильной дорогой, – добавил Олег Игоревич. – Важно, что вы стремитесь, развиваетесь, делаете интересные открытия. Именно для того, чтобы дать возможность учащимся развиваться в научной отрасли, по депутатской линии мы оказываем всестороннюю поддержку учебным учреждениям города. Все школы требуют пристального внимания, и особенно те, которые проводят столь значимые мероприятия».
Начало профессионального пути
Насыщенная фестивальная программа вместила в себя интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов, конкурс изобразительного искусства, день партнерства и взаимодействия с вузами и ведущими работодателями области, и, наконец, научно-исследовательскую конференцию «Киселевские чтения», на которой начинающие химики, физики и математики представили свои работы на суд экспертного жюри. К слову, проекты школьников оценивали не только педагоги ВУВК имени Киселева, но и профессора, а также доценты воронежских университетов и представители крупнейших предприятий региона.
Научно-практическая конференция такого масштаба это важный этап становления личности будущих ученых. Нестандартный подход к решению задач, интересные идеи, которые могут найти отражение в успешном проекте, пытливый ум молодого исследователя – все это не только заинтересовывает экспертов и привлекает внимание к участникам «Киселевских чтений», но и становится отправной точкой для продолжения профессионального взаимодействия. Например, преподаватели вузов помогают ребятам вывести свои научные проекты на качественно новый уровень, в том числе предоставляют возможности для использования лабораторий.
Взять качеством
В этом году «Киселевские чтения» частично изменили свой формат – вместо традиционных секций по физике, химии и математики были представлены узкопрофильные отделения: прикладная математика в экономике, в производственных комплексах, инженерное конструирование или физическая лаборатория, экспериментальная химия.
«Мы специально пошли по такому пути – не стали увеличивать число участников, чтобы сделать упор на повышение качества исследований, – объясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Шелудько. – Благодаря этому нам удалось отсеять большую часть реферативных работ и оставить только те проекты, над которыми дети действительно трудятся с энтузиазмом».
О том, что изучение математических наук, информатики, химии или физики доставляет ребятам истинное удовольствие, говорит хотя бы тот факт, что часть школьников защищает свои работы даже на иностранных языках. Так, например, 10-классник Алексей Волков занимается программированием и инженерным конструированием, то есть самостоятельно создает приборы, например, очки ночного видения. А затем презентует их уже на английском.
Как поясняет Ирина Николаевна, эта тенденция во многом зависит от преобразований в системе отечественного образования. Наука становится прикладной, изменяется способ подачи материалов – повсеместно введена проектная деятельность. Благодаря этому дети лучше понимают окружающий мир и адаптируются в социуме.
«К тому же новые образовательные стандарты позволяют учащимся уже на школьном этапе подготовиться к вузовской системе обучения, – дополняет педагог. – Однако в нашей школе такой порядок работы практиковался еще до введения ФГОСов. Например, дети уже давно учатся по сессионному принципу и занимаются прикладной наукой. Сейчас, в пору модернизации образования, для нас особенно важно проводить такие мероприятия, как Киселевские дни науки и культуры. Большое значение в этом вопросе имеет содействие со стороны администрации региона, научного сообщества, общественных организаций и промышленных предприятий, которые помогают развивать нашу инициативу и повышать уровень мероприятий. Также многолетнюю поддержку «Киселевским чтениям» оказывает депутат Государственной Думы Сергей Чижов, который всегда принимает участие в ключевых событиях лицея».
Всевидящее око
Ученица 10 класса воронежской школы № 1 Анастасия Дробышева еще три года назад при просмотре фильма о юном волшебнике Гарри Поттере заинтересовалась, возможно ли создать такой же глазной протез как у профессора Грюма, который мог бы видеть сквозь череп. Праздное любопытство вылилось в большое научное исследование, и вопрос теперь сформулирован несколько иначе – «видящий протез глаза: возможен или нет»?
«У многих людей есть проблемы со зрением, кто-то не видит вовсе. Им нужно как-то помогать, – отмечает Настя. – В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что к 2027 году возможно создание глазного протеза, причем он будет полностью выполнен из органических материалов на 3D-принтере. Уже сейчас ученые из Великобритании разработали такую технологию «печати» сетчатки человеческого глаза. Ее можно вставлять вместо матриц в обычные фотокамеры, при этом качество изображения значительно улучшается: становится более четким и красочным».
Пока Настя трудится над проектом самостоятельно – углубленно изучает физику и информатику, ищет необходимые сведения в иностранных источниках, с помощью мамы переводит научные статьи с английского, немецкого и других языков. В дальнейшем девушка надеется также получить возможность проводить исследования на технических базах ВГУ или ВГУИТ.
«Продолжать проект я буду и после поступления в вуз, – поясняет Настя. – Вообще, хочу профессионально работать в этой области».