Скользкий путь реинтеграции. Как повлияет новый шаг Киева на ситуацию на «украинском треке»?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Скользкий путь реинтеграции. Как повлияет новый шаг Киева на ситуацию на «украинском треке»?

19 января 2018 / просмотров – 1838
Россия и мир

Верховная Рада приняла закон о реинтеграции Донбасса, который, по замыслу украинских властей, призван помочь Киеву вернуть под свое «крыло» неподконтрольные регионы. Об особенностях этого документа и судьбе минских договоренностей в контексте сложившейся ситуации мы побеседовали с профессором кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения ВГУ, доктором исторических наук Сергеем Кретининым.

Обсуждение закона сопровождалось бурными прениями представителей разных политических сил Украины, это предопределило компромиссный характер документа. С одной стороны, в него не прошел ряд скандальных поправок, таких как признание провозглашенных республик «террористическими образованиями» и требование разрыва дипломатических отношений с РФ, которые исходили от радикального «лагеря». Вместе с тем, из текста изъяты все упоминания о минских договоренностях, Россия объявлена «агрессором», а ДНР и ЛНР – «временно оккупированными территориями». Провокационную тональность закона усиливает закрепленное в нем положение, разрешающее украинскому президенту использовать на юго-востоке страны вооруженные силы без согласия парламента. Понятно, что в таких условиях говорить о перспективах минского формата урегулирования конфликта весьма сложно. Впрочем, это и раньше было очень непросто. Киев всячески тормозил выполнение обязательств по соглашениям, что, по сути, завело минский процесс в тупик.
Переговоры «передислоцируются» в Астану?
По мнению собеседника «ГЧ» Сергея Кретинина, сейчас идет поиск других вариантов урегулирования украинского конфликта. Об этом говорит обсуждение возможности введения миротворцев в юго-восточные регионы. Эксперт также обратил внимание на заявление президента Казахстана по итогам встречи с главой США: по словам Нурсултана Назарбаева, Дональд Трамп предложил перенести переговоры по украинскому вопросу из Минска. Новым местом их «дислокации» может стать казахская столица Астана, где, как известно, протекал переговорный процесс по не менее сложной сирийской проблеме.
Сергей Владимирович также отмечает: «Минские договоренности, по сути, закладывали два противоречащих положения. С одной стороны, это украинский контроль над границей, на что Донбасс никогда бы не пошел. С другой – проведение выборов на Донбассе. Но Киев настаивал, чтобы они осуществлялись по украинскому законодательству, что тоже не устраивало непризнанные республики. То есть это был даже не компромисс, а промежуточный вариант. Он сыграл серьезную роль в стабилизации ситуации, в прекращении «горячего» конфликта, но теперь нужно думать, как развивать процесс урегулирования дальше».
Россию подталкивают «хлопнуть дверью»
Другой вопрос, что предложенный Киевом «рецепт» – этот самый закон о реинтеграции – далек от реальной попытки прийти к примирению с Донбассом. «Где-то данный документ носит «внутриукраинский характер», то есть ориентируется на грядущие выборы в стране», – говорит наш собеседник. Иными словами, противоречивые положения документа ориентированы на разные целевые аудитории. При этом нужно учитывать и то, что вскоре состоятся президентские выборы в России. По словам нашего собеседника, в связи с этим возможны разного рода информационные «вбросы» и провокации со стороны Киева.
«Что же касается отказа Верховной Рады от некоторых радикальных предложений по закону, в частности, от разрыва дипломатических отношений с Россией, то в Киеве понимают, что данный шаг ударил бы по самим украинцам. Это могло бы вызвать всплеск недовольства, что в преддверии выборов, естественно, нежелательно. Свою роль сыграла, видимо, и позиция западных кураторов Киева, которые посчитали такой шаг нецелесообразным, тем более что это означало бы окончательный отказ от минского формата, а Киев очень хочет, чтобы инициатива в данном вопросе исходила со стороны России. И его западные партнеры тоже всячески Россию толкают, чтобы она «хлопнула дверью». Тогда у них руки будут развязаны».
Экономический фактор в силе
Тем не менее, по мнению нашего собеседника, существенные изменения на «украинском треке» в обозримой перспективе вряд ли произойдут. «Киев понимает, что Донбасс для него сейчас потерян, – считает Сергей Владимирович. – Восстановить контроль над регионом в том объеме, в котором этого бы хотели украинские власти невозможно. Но периодически будут происходить всплески активности с украинской стороны, будут предлагаться документы, подобные закону о реинтеграции, но значительной роли они не сыграют».
Эксперт также отмечает, что Украина, несмотря на конфронтационный курс по отношению к России, который нашел отражение в законе о реинтеграции, не может сейчас обойтись без нашей страны. Подтверждением тому служит недавнее заявление главы «Нафтогаза» о том, что украинская сторона готова покупать газ у РФ. По мнению нашего собеседника, Киев «будет пытаться выстраивать экономические отношения с Россией, сохраняя при этом антироссийскую риторику».

Реакция МИД России
В отличие от президента Украины Петра Порошенко, который заявил, что новый закон прокладывает путь для решения конфликта «политико-дипломатическим путем», в Москве убеждены: нацеленность у данного документа противоположная. Как говорится в официальном сообщении российского дипведомства, данная новелла подтверждает линию Киева на решение «проблемы Донбасса» силовым способом. «В частности, объявлено о переформатировании так называемой антитеррористической операции в войсковую и передаче ее управления военным, которым будут подчинены все остальные силовики», – уточняется в заявлении.
«Ни о какой «реинтеграции» речь не идет, – отмечают в МИД РФ. – Напротив, все делается для того, чтобы еще больше расколоть Украину и оттолкнуть от себя проживающих в Донбассе граждан. Киев хоронит достигнутые в Минске договоренности и весь имеющийся механизм поиска взаимоприемлемых решений по преодолению внутриукраинского кризиса, включая «нормандский формат».
В российском МИД также подчеркивают, что безапелляционно используя в законе неприемлемую формулировку «агрессор» по отношению России, Киев «пытается снять с себя ответственность за те разрушения и страдания, которые приносят народу бездумные действия властей Украины, и переложить вину на Россию».

На фото: обсуждение закона сопровождалось бурными прениями, доходящими до потасовок

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели