«Самое главное – мирное небо и великая страна – у нас есть!» «Воронежская битва» глазами очевидцев
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

«Самое главное – мирное небо и великая страна – у нас есть!» «Воронежская битва» глазами очевидцев

25 января 2016 / просмотров – 1883
Официально

25 января – особая дата в судьбе столицы Черноземья. В этот день город окончательно был освобожден от немецких захватчиков. О том, каким был один из значимых эпизодов Великой Отечественной войны, рассказывают очевидцы – ветераны и участники сражений за Воронеж.

«Как пришли в себя, увидели страшное зрелище!»
Самым страшным днем для Митрофана Федоровича Москалева, тогда 13-летнего мальчишки, стало 13 июня 1942 года. В саду Пионеров проходил детский концерт. В нем участвовал и наш герой, играя в оркестре на ударных инструментах на открытой летней сцене. Его сестренка пела в хоре. Среди зрителей были только дети. Бомбу сбросили прямо на них.
«Нас волной отбросило в сторону, – вспоминает Митрофан Федорович. – Как пришли в себя, мы увидели страшное зрелище. Погибло очень много ребят. До полночи мы собирали их тела: грузили на трамваи, на «полуторки». Всего в этот день на город было сброшено 5 бомб».

По словам нашего собеседника, уже после город буквально стирали с лица земли – закидывали зажигательными снарядами: «3 июля была особенно сильная бомбежка. Половина Воронежа была разгромлена. Объявили массовую эвакуацию, и 5 июля мы ушли. Лишь 25-го июля вернулись в город. Нас тогда взяли в группу разминирования. Обучили за 10 дней. Конечно, мы рисковали, хотя с нами и были опытные минеры. Мы, мальчишки, дежурили на чердаках. По всему городу располагались бочки с водой и ящики с песком. Мы хватали металлическими щипцами зажигательные бомбы и тушили их. Найденные мины складывали у завода «Коминтерн», а в последствии из них отливали «Катюши»».
Митрофану Федоровичу было тогда 14 лет, хотя он и «накинул себе» два года: «По возвращению мы не узнали свой город. Наш дом на проспекте Революции, 37 был полностью уничтожен, а расположенная рядом 26-я школа – практически выжжена. Все промышленные предприятия были также разрушены».

Сейчас Митрофан Федорович, участник войны, защитник Воронежа, удостоенный медали «Воронеж – город воинской славы», почетный ветеран войны и труда области, инвалид 2 группы, по-прежнему бодр и полон сил. Он, как председатель совета ветеранов завода «Электросигнал», постоянно встречается с фронтовыми товарищами, ведет большую патриотическую работу с молодежью. «Весь секрет долголетия и стойкости – больше двигаться, с оптимизмом смотреть на мир и делать добрые дела, – готовит он. – Тем более, что главное – мирное небо и великая страна – у нас есть. А теперь мы стали еще сильнее – с воссоединением Крыма нас по праву стали еще больше уважать в мире!»

«Мы были так воспитаны: дороже Родины ничего не было»
Семен Федорович Лизунов, ветеран войны, инвалид 2 группы, был дважды ранен в ходе сражений. На фронт его призвали в 18 лет: «Мы еще учились в школе, сдавали последние экзамены, когда начались бомбардировки. По ночам залезали на крыши домов и тушили «зажигалки». А сразу после окончания школы я и мои одноклассники получили повестки в военкомат. Несколько дней нас обучали в Острогожске, а затем переправили в Воронеж. Мы сражались под селами Подгорное, Подклетное, в районе старого аэропорта, примерно там, где находится сейчас Северный жилой микрорайон. Бои были очень ожесточенные. Я попал в минометный взвод, который находился от передовой примерно в 200-х в метрах. В одном из боев вражеский снаряд угодил в огневую позицию расчета моего одноклассника, буквально в 10 метрах от меня. Так погиб мой друг… Позже, помню, как наводчик минометного орудия, я на почти полностью разрушенном здании областной больницы с высоты корректировал огонь артиллерии. Когда пошли в наступление, нашу дивизию переправили под село Урыв-Покровка южнее Воронежа. 13 января началась Острогожско-Россощанская операция, длившаяся до 27 января 1943 года. Трудно было, но мы, молодежь, были так воспитаны: дороже Родины ничего не было! Как можно о чем-то думать, когда страна оккупирована?»

Сегодня, наблюдая за тем, что происходит в мире, Семен Федорович отмечает: «Я приветствую политику нашего государства! Мы не из тех, кто привык воевать «чужими руками», нам некогда и не на кого надеяться: у нас одна страна!».

«Наши солдаты были готовы «от и до»
Мария Михайловна Адоньева, ветеран войны, инвалид 2 группы, также непосредственно участвовала в освобождении Воронежа. В 20 лет ее призвали на фронт. В «послужном списке» нашей героини – и 100-ая стрелковая дивизия, и 98-ой гвардейский минометный полк. «Штаб полка дислоцировался в Анне, мы же находились на Левом берегу Воронежа. Там, где сейчас стоят три дома по улице Героев Стратосферы напротив дворца Кирова».
По словам Марии Михайловны, город был полностью разрушен. Немец планировал молниеносно взять Воронеж, чтобы в последствии пойти на Сталинград, а после – на юг, откуда поставлялось стратегическое топливо для Красной армии. «Враг бомбил ожесточенно – бомбы сыпались, как снаряды из карабина, – рассказывает она. – Горела земля и небо. Все было разрушено. Представьте, 9 суток по 9 вылетов и в каждом по 9 самолетов. Но наши солдаты были готовы «от и до». Мы понимали, за что воюем – за Родину, за счастье и своих близких. Когда войск в городе оставалось совсем мало, в Воронеже сформировался отряд ополченцев. Раз за разом мы отвоевывали Шиловский, Чижовский плацдармы, СХИ. Страшной была Воронежско-Касторненская операция. Битых было «море»: и немцев, и наших. Снег был красный от крови. Не дай Бог повторения такого никогда! Думаю, этого не допустит наше государство. Смотрите, какое у нас вооружение! Да и молодежь! Будьте мужественными, храбрыми, любите Родину – это наша жизнь!».

«Когда мы вошли в город, ни одного человека не было в Воронеже»
Мария Андреевна Слепцова в мае в 1941 году окончила Новохоперскую школу медсестер. А уже в июне началась война. Сначала она трудилась в полевом госпитале, который вынуждена была покинуть по болезни. Чуть позже 18-летняя девушка получила повестку. 20 января 1943 года в 9 часов утра была запланирована отправка в часть. Целый эшелон солдат шел на фронт – либо в Воронеж, либо в Сталинград. В момент нахождения на станции Грязи на паровоз неожиданно налетели вражеские самолеты. Из восьми вагонов уцелели только два, в одном из которых чудом оказалась Мария Андреевна: «25 января, когда Воронеж освободили, из разгромленного состава мы пошли пешком. В нашем батальоне были и минеры – девушки, которые двигались впереди. Одной из них на наших глазах оторвало ногу. Когда мы прибыли в город, ни одного человека не было в Воронеже. Все разбито и сожжено. Только тела погибших. Это ужас! Дрожь берет! Нас разместили в школе для глухонемых, что напротив Петровского сквера. В этом здании не было ни окон, ни дверей, ни крыши. Мы охраняли военные склады, стратегические промышленные объекты. В этой части я прослужила до 30 декабря 1943 года».
Участник и ветеран войны, инвалид 2 группы Мария Андреевна уже после войны почти 50 лет отработала медсестрой, а после еще и воспитателем в детском саду. «Я воевала за страну, чтобы жили хорошо. Рада, что сейчас чувствуется забота государства о ветеранах. Это справедливо!»

Сражение за Воронеж достойно стоять в одном ряду с крупнейшими ВОВ
212 дней и ночей воронежцы сдерживали силы врага, и по длительности пребывания на линии фронта наш город был третьим после Ленинграда и Севастополя. Он оказался в числе 15-ти наиболее разрушенных городов СССР, но так и не был полностью захвачен противником. Ожесточенная и суровая, битва за Воронеж сыграла важную роль в разгроме гитлеровцев на Волге, ослабив удар на Сталинград. Как мы уже писали ранее, Виктор Шамрай, старший преподаватель исторического факультета ВГУ, зампредседателя Воронежского областного совета краеведов, автор 9 монографий и свыше 100 научных статей о Великой Отечественной войне, считает сражение за Воронеж «одним из самых недооцененных событий Великой Отечественной войны»: «Во-первых, речь идет о не совсем корректной трактовке: в большинстве работ на эту тему говорится о 212 днях героической обороны города, хотя на самом деле в данном случае выделяется сразу 4 разных периода – два оборонительных и два наступательных. Кроме того, не в полной мере учитывается роль Воронежа в борьбе за коренной перелом и его развитие: задержка и ослабление наступления на Сталинград, начало срыва плана «Блау» – второго генерального наступления вермахта на советско-германском фронте, сковывание больших сил фашистов. Что касается крупных наступательных операций на воронежской земле, то только Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская в январе 1943 года привели к 2 крупным окружениям в общей совокупности 22 дивизий противника и пленению свыше 122 тысяч его солдат и офицеров. Это был «воронежский Сталинград» – развитие Сталинградского перелома в ходе всей войны. По моему мнению, все боевые действия на нашей земле в 1942-1943 годах заслуживают названия Воронежская битва. По своим масштабам, результатам и значению она вполне может стоять в одном ряду с крупнейшими сражениями ВОВ».

 

В ТЕМУ:
Сергей Чижов поздравил горожан с Днем освобождения Воронежа

Справка «ГЧ»

Опросы общественного мнения отмечают усиление народного единства и патриотизма на фоне роста международной напряженности.
Число россиян, уверенных в единстве нашего народа, с 2012 по 2015 годы по данным ВЦИОМ выросло с 23 % до 54 %*. Ощущение сплоченности 18 % респондентов объясняют тем, что жители страны всегда объединяются в трудные минуты. Чаще стали отмечать, что единство заложено в нашем менталитете (с 4 % в 2014-м до 13 % в 2015 году).
По словам директора по коммуникациям ВЦИОМ Алексея Фирсова, опрос подтверждает общий тренд – «консолидацию общества перед лицом внешних и внутренних вызовов»: «В такие моменты на первый план выступает национальная идентичность, понятия «мы», «наше», а не внутренние различия и границы. Происходит эффект социального сжатия вокруг идеи или политической повестки».
Постепенное увеличение числа патриотично настроенных граждан подтверждает и опрос Центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС**. Доля респондентов, считающих себя патриотами, весной 2015 года составила 86,4 %, что на 5 % выше, чем 10 лет назад. 82,4 % россиян в возрасте до 30 лет считают себя патриотами, в группе 50 лет и старше – 90,4 %. Из результатов опроса следует, что под патриотизмом россияне, прежде всего, понимают любовь к Родине, преданность своей стране (75,5 %), уважение к истории страны и памяти прошлых поколений (66,7 %), бережное отношение к культуре своего народа (37,8 %), любовь к родной природе (36,2 %), готовность к самопожертвованию ради своей страны (30,7 %).


*Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 17-18 октября 2015 года. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5 %.
**Центр социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС провел социологический опрос, в котором участвовали 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 30 субъектах РФ

Наталья Гончарова
239-09-68
tatalya87@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели