Пять вариантов вхождения в круг знаний
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Пять вариантов вхождения в круг знаний

8 октября 2012 / просмотров – 2175
Будущее
В Воронеже пройдет Фестиваль актуального научного кино «360°». С 30 октября по 5 ноября на нескольких площадках зрителям покажут 15 полнометражных картин современных режиссеров. Кроме того, в специальных программах фестиваля будут представлены короткометражные и детские просветительские киноленты. Все фильмы, которые будут показаны на фестивале, ранее были отмечены на престижных международных конкурсах.
Организаторами столь небывалого для нашего региона зрелища выступили Государственный Политехнический музей (Москва) и основанный известным меценатом Геннадием Чернушкиным, набирающий в последнее время популярность воронежский просветительский проект Школа «Репное».
Название фестиваля неслучайно. Как известно, 360 градусов – это круг, который во многих мировых культурах является символом бесконечности, совершенства и непрерывного развития, всего того, к чему в идеале должны стремиться наука и творчество.
Фильмы зарубежных и двух российских режиссеров будут демонстрироваться в залах кинотеатра «Спартак», Дворца детей и юношества, Воронежского госуниверситета, книжного клуба «Петровский» и кинотеатра «Колос» (Рамонь).

5 фильмов из воронежской программы фестиваля научного кино «360°», которые нельзя пропустить:
1. «Пережить прогресс» (Режиссер Мэтью Рой, Канада, 2011, продюсерский проект Мартина Скорсезе).
Уровень развития цивилизации часто измеряется скоростью прогресса. Но что, если прогресс на самом деле ведет к краху? Бестселлер Рональда Райта «Краткая история прогресса», вдохновил режиссера Мэтью Роя снять фильм о том, как древние цивилизации были уничтожены «ловушками прогресса». Соблазнительные новые технологии или религиозные убеждения, рассчитанные на соответствие сиюминутным потребностям, часто приносят в жертву будущее. Сегодня, когда природные ресурсы находятся на грани иссякания, а неверные шаги финансовой элиты приводят к банкротству целые страны, что поможет выйти из кризиса и обойти ловушки прогресса? Об этом в фильме рассуждают ученые, философы и культурологи.
2.«Стив Джобс: потерянное интервью» (Режиссер: Роберт Кринджели, США, 1995–2011).
В 1995 году, во время работы над сериалом «Триумф Ботаников» о создании персонального компьютера Боб Кринджели взял интервью у Стива Джобса. Это было десять лет спустя после того, как Джобс покинул Apple из-за конфликта с Джоном Скалли. В то время Джобс возглавлял NeXT, компанию, которую он создал после ухода из Apple. Интервью получилось необыкновенно интересным и глубоким, однако для сериала потребовалось только 10 минут. Остальной материал считался утерянным, но недавно режиссер обнаружил у себя в гараже кассету с полной версией. Интервью было восстановлено с помощью новых технологий и вышло в ограниченный кинопрокат в США. Джобс рассказывает о своих первых изобретениях со Стивом Возняком, о том, как они изобрели Blue box и позвонили Папе Римскому, о том как они собрали первый компьютер Apple и как основали компанию. Он с грустью рассказывает о своем уходе из Apple и о том, что делает в NeXT, который вскоре продаст Apple. Наконец, он предлагает свое видение будущего, в котором компьютеры будут создаваться с участием поэтов и художников.
3.«Да здравствуют антиподы!» (Режиссер Виктор Косаковский, Россия – Аргентина – Голландия – Германия – Чили, 2011).
Однажды режиссер фильма Виктор Косаковский оказался в Аргентине и, глядя на рыбака, стоящего на середине моста через реку, подумал: если мысленно продлить леску через всю Землю, где она выйдет? Оказалось, что леска выйдет в центре Шанхая. Так возникла идея фильма о людях, живущих друг у друга «над головой». Вертикальные оси проведены между Аргентиной и Китаем, Новой Зеландией и Испанией, Сибирью и Чили, Гавайями и Ботсваной. Авторский концептуальный угол зрения выявляет глубинные связи между людьми иландшафтами, расположенными максимально далеко друг от друга.
4. «Проект Ним» (Режиссер Джеймс Марш, США, 2011).
Фильм рассказывает о том, что еще почти сорок лет назад, в 1973 году, психолог-бихевиорист Херберт Террас решил проверить, можно ли обучить шимпанзе языку жестов, если вырастить его среди людей. Отобрав у матери новорожденного шимпанзе, он отдал его на воспитание в многодетную семью своей бывшей подружки. Так начинается проект «Ним»: героя зовут Ним Шимский – в честь Ноама Хомского, утверждавшего, что язык генетически присущ только людям, поскольку у животных нет гена грамматики…
Это вторая картина Джеймса Марша о 1970-х годах после оскароносного «Канатоходца». Режиссера не интересует контекст, история, но она всегда проступает, как симпатические чернила. Когда герои рассказывают, как шимпанзе курил с ними траву или как человеческая «мать» выкармливала его грудью, они разводят руками — что вы хотите, это были семидесятые. Можно выбить грант, взять себе шимпанзе, играть с ним, обмениваться знаками, давать пообнимать кошку, выступать в телевизоре и рассуждать о фрейдистской природе твоих с ним отношений. Но когда Ним подрастает и начинает кусаться, Террас не находит ничего лучше, чем сдать его обратно в питомник. «Я подумал, – улыбаясь, говорит он, – что теперь ему пора удовлетворять свои базовые потребности».
У Марша потрясающий талант удаляться из рассказа, никак не направлять его и при этом все равно сочинять крайне эмоциональные истории. Зрителей, вообще, нетрудно растрогать животными – котиками или собачками. Но Ним не то чтобы самое очаровательное маленькое создание. Он создание очеловеченное, этакий «Маугли наоборот» – люди вырастили его как одного из своих, а потом бросили к чужим. Задокументирована первая встреча Нима с другими шимпанзе, и переживаемое им иначе как чистым ужасом не назвать. В своем кино Марш пытается нащупать границу их звериности и нашей человечности. Выводы, которые делает режиссер – шокируют…
5. «Чувственная математика» (Режиссер Екатерина Еременко, Германия – Россия, 2012).
В 2007 году Екатерина Еременко сняла фильм «Мой класс», где рассказала о судьбе своих одноклассников из физико-математической школы, предваряя каждую из историй объяснением какого-либо физического опыта. «Чувственная математика» использует тот же прием, но наоборот: уже не жизнь рассказана через физику, а математика приближена через ощущения. За шесть чувств (шестым Еременко считает чувство равновесия) отвечают шесть крупнейших математиков мира. Анатолий Фоменко объясняет математическим законом, как идеально устроить московские улицы («так называемая проблема Штерна»), и рассматривает плафоны в московском метро. Ади Ранган спрашивает, как мы распознаем запах дохлой рыбы среди множества других запахов, и ищет формулу обоняния. Жан-Мишель Бисмут объясняет науку как «музыку мышления».
Происходящее не всегда укладывается в красивую концепцию, Еременко иногда слишком увлекается своими героями и их обаятельными странностями, а камера Павла Костомарова иногда слишком лихо берет самые неожиданные углы. Все это превращает документальное кино о красоте науки в драму российской новой волны, что явно не входило в режиссерские планы. Но главную задачу ей выполнить удается все равно: математика предстает здесь наукой совершенно живой и уж точно не скучной. Даже наоборот. «Я пытался уйти из математики,– говорит Бисмут,– и чуть не умер со скуки». В «Чувственной математике» ценна попытка заглянуть из скучного мира в интересный, и вот это у режиссера получается отлично.
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели