Праздник, который восхитил Николая II и разочаровал Шаляпина

14 ноября 2016 / просмотров – 1240
Истфакт

В краеведческом музее экспонируются уникальные старинные снимки, на которых запечатлены участники двух грандиозных костюмированных балов элиты царской России. Об этих великосветских торжествах и не только – в материале «ГЧ».

На перекрестке эпох
Первый из балов состоялся 25 января 1883 года в резиденции великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. На торжество собрались, что называется, все «сливки общества». Гости были в нарядах, представлявших собой точные копии одежды знати XVII века. Это столетие избрали «темой» праздника не случайно. К данному историческому периоду испытывал особенный интерес Александр III, который почтил бал своим присутствием. Правда, облачаться в стилизованный костюм император не пожелал – он не любил маскарады. Зато его супруга Мария Федоровна блистала в роскошном царском платье, воссозданном по старинным изображениям.
Спустя годы, уже при Николае II было решено устроить похожий бал – на этот раз в Зимнем дворце. Торжество прошло в два этапа – 11 и 13 февраля 1903 года и затмило по размаху предыдущее.
Гостей обоих праздников (1883 и 1903 годов) запечатлели лучшие столичные фотографы. Именно эти снимки – из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга представлены на выставке, которая продлится в Воронеже до 15 января. На портретах – практически весь цвет российской аристократии. Кроме того, это интересный источник информации о «моде» XVII столетия.
«Костюмы стоят сумасшедших денег»
О празднике 1903 года осталось множество воспоминаний современников. Его называют последним балом Российской империи, поскольку ничего более грандиозного при дворе позже не было.
Подготовка к торжеству заняла несколько месяцев. К ней были привлечены художники, представители администрации императорских театров, разного рода консультанты. «Русские костюмы стоят сумасшедших денег», – отмечал в своем дневнике директор Эрмитажа Иван Всеволжский. Их шили на заказ у лучших мастеров. Некоторые гости бала использовали детали подлинных нарядов XVII века из частных коллекций.
Платья, кафтаны и головные уборы декорировали фамильными драгоценностями. На собольей шапке великого князя Михаила Александровича красовалась алмазная застежка, которая когда-то принадлежала императору Павлу I. Во время праздника он ее потерял. Сыщики потом обшарили весь дворец, но безрезультатно.
«Императрица была похожа на византийскую икону»
Костюм Николая II представлял собой «реконструкцию» парадного облачения Алексея Михайловича. Сейчас он хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Супруга царя Александра Федоровна предстала в образе Марии Милославской.* Балерина Тамара Карсавина, выступавшая на празднике, позже вспоминала: «Императрица в тяжелой короне была похожа на византийскую икону (…) Я не могла оторвать глаз от ее сарафана из тяжелой парчи, расшитого драгоценными каменьями».
Не менее эффектно выглядели и другие участники торжества, преобразившиеся в «бояр» и «боярынь», стрельцов, сокольничих… «Мы смотрели друг на друга в изумлении, – писала позже великая княгиня Мария Георгиевна. – Словно по волшебству все знакомые фигуры обратились в чудесные образы из нашего восточного прошлого».
Особую атмосферу костюмированного бала отметил и царь в своем дневнике. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми», – с удовлетворением констатировал монарх. Николай II придавал этому празднеству очень большое значение. Для него это был не просто маскарад, а дань традициям, уходящим вглубь веков.
В «русском стиле»
Гостей бала ждала обширная программа, «гвоздем» которой стали пляски в «русском стиле». Танцующие (восемь пар из знатных семейств) прошли основательную подготовку, результаты которой на генеральной репетиции оценивала сама императрица.
Номера с национальным колоритом удались на славу. Дамы в кокошниках и сарафанах кружили в хороводах с кавалерами в костюмах стрельцов под бурные аплодисменты.
На празднике прозвучали знаменитые музыкальные произведения, в том числе отрывок их оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», где солировал Федор Шаляпин. Федор Иванович, кстати, общего восторга по отношению к балу не разделил. «Забавно было видеть русских аристократов, разговаривающих с легким иностранным акцентом, в чрезвычайно богато, но безвкусно сделанных боярских костюмах XVII столетия», – позже едко прокомментировал торжество великий певец.

На званый вечер как на боевое задание
Традицию появления балов в России связывают с эпохой Петра. Кроме прочих талантов, царь-реформатор был прекрасным танцором. По воспоминаниям современников, он выделывал на своих ассамблеях такие па, которым могли бы позавидовать ведущие европейские балетмейстеры.
Постепенно балы стали частью великосветской жизни. Дворян обучали искусству танца с 5-6 лет. Неумение красиво двигаться считалось недостатком воспитания.
Любопытно, что посещение придворных торжеств вменялось в обязанность гвардейцам. Офицеры должны ездить на званые вечера, согласно специальному графику – по два человека от каждого полка. Их приглашали в качестве партнеров по танцам.
Новички получали строгие инструкции от командира, суть которых сводилась к следующему. Запрещается держаться группой: следует рассредоточиться по залу. Нельзя уделять внимание одной единственной даме. Но самое главное – «не застаиваться», а танцевать, танцевать…

Особенности придворной «парковки»
Во время официальных балов в Зимнем дворце действовала сложная система размещения карет гостей. Приглашенные должны были оставлять свои «транспортные средства» у определенных подъездов, предназначенных для чиновников разных рангов.

Бал и азартная игра
В 1911 году были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль». Наряды королей, валетов и дам повторяли костюмы участников придворного бала-маскарада, который прошел в 1903-м. «Премьера» колоды состоялась в 1913-м. Ее приурочили к празднованию 300-летия династии Романовых.

*Первая жена Алексея Михайловича.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели