Поэзия городских улиц. Как «разбомбить»* рутинную систему?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Поэзия городских улиц. Как «разбомбить»* рутинную систему?

26 февраля 2015 / просмотров – 3392
Город успешных людей

Ежедневно люди сталкиваются с царством асфальта и бетона. Проблему скучного городского пейзажа решают райтеры.** Их художественная «атака» на пространство находит отклик у прохожих. Нравится им это или нет, а уличное искусство уже начало свое победное шествие по России.

Если у вас в крови краска…
В Воронеже происходит постоянное поступательное развитие стрит-арта. Согласно мнениям деятелей уличного сообщества Ирины Аксеновой и Дениса Евграфова, на данный момент райтеры уже сильно «прокачались» и шагнули на новый уровень. Одним из успешных примеров качественного скилла*** является участник стрит-дуэта «Кифир» Роман Климанов. Он сумел перенести понятие «искусство» из привычной музейной среды на улицы мегаполиса.
«Я рисую, сколько себя помню. Лет в 13-14 заинтересовался граффити. Собственно, это течение и сделало для меня стены первостепенным объектом творчества. Позже, когда увлечение этим направлением прошло, я не смог уйти от желания рисовать. Для меня лист бумаги или холст никогда не смогут сравниться с многометровыми фасадами или другими архитектурными объектами», – рассказывает Рома.

Яркими примерами различия между граффити и стрит-артом являются работы райтеров Роббо и Бэнкси

Чтобы взгляд отдохнул от серой урбан-среды нужен своеобразный тренажер. Правильно расположенный рисунок помогает не только расслабиться глазам, но и дает возможность изменить свое отношение к обычным будням.
«Как я решаю, что и где рисовать? Это чутье. Порой видишь подходящее место и в голове рождаются идеи. Но чаще задумка является первичной. Она может дожидаться своего часа очень долго, до тех пор, пока не получится найти для нее стену. Лично я не ставлю целью украшение только города. Была бы моя воля, я бы творил за его пределам, так как там проще и спокойнее. Для меня не так важно, чтобы рисунок видело как можно больше народу. Главное, чтобы он устраивал меня. Конечно, когда картина создается в публичных местах, невольно задумываешься о мнении окружающих и это усложняет работу, путает мысли, мешает творческому процессу. Я пытаюсь абстрагироваться, но это не всегда удается», – рассказывает Роман

Есть ли место легальному проявлению творчества?
С появлением «наскальной живописи» городское пространство превращается в выставку под открытым небом. Это позволяет на время прервать движение общественного потока и захватить интерес любопытных участников социума. К сожалению, в Воронеже нет единой арт-территории, однако, в России уже существует опыт, на который следует равняться. Так например, в Санкт-Петербурге в одной из промышленных зон был создан Музей стрит-арта. Другим примером является лофт-пространство «Этажи», который разбивает помещение на участки для хостела и выставочных залов. Координатор проекта уличного искусства «Здесь» Ирина Аксенова утверждает, что и в нашем городе достаточно неиспользуемых зданий, которые могут подойти для подобных проектов.
«Создать некую единую площадку было бы интересно, прежде всего, с просветительской точки зрения. Там можно было бы не только показывать разные направления современного стрит-арта, но и читать лекции, проводить мастер-классы. В Воронеже достаточно количество людей, которым эта тема интересна и было бы неплохо сделать для них какую-то долгосрочную лекционную программу с участием приглашенных спикеров. Моя мечта привезти екатеринбургского художника Тимофея Радю, который является одной из ключевых фигур российского стрит-арта», – делится Ирина.


Мотивация к действию
Уличное искусство действительно набирает обороты. С урбан-объектов оно переносится на киноэкраны, некоторые элементы превращаются в принты для брендов, музыкальные группы помещают элементы граффити на обложки своих альбомов. Творческий человек, применяя полученные на улице навыки рисования, может работать с галереями и дорасти до собственной выставки.
«На Западе художники проводят показы своих творений. Мы можем увидеть это на примере раскрученного Бэнкси. В России тоже есть подобные выставки, но не в столице Черноземья. Основные зрители наших райтеров – прохожие», – считает создатель сообщества «Стрит-арт и граффити города Воронеж» Денис Евграфов.
Таким образом, с уверенностью можно выявить две вероятные перспективы дальнейшего развития уличного направления. Для кого-то оно останется средством индивидуального самовыражения и проявлением духа свободы, а для кого-то станет профессией.
«Я сторонник свободного искусства. Но рыночная экономика дает о себе знать. Периодически я выполняю заказы, но достаточно четко разделяю коммерцию и творчество. Это разные сферы деятельности. Мне бы вообще не хотелось акцентировать внимание на коммерческих работах – это квазитворчество.**** Настоящее проявление художника, на мой взгляд, – это свобода самовыражения, где нет границ и мнений третей стороны. Я был бы счастлив заниматься этим всю жизнь, но сложно достичь такого уровня, когда создаваемое тобой будет востребовано настолько, чтобы не беспокоиться о деньгах. К этому нужно упорно идти», – говорит уличный художник Роман Климанов.

Справка «ГЧ»

Окунуться в уличную культуру помогут фильмы:

«Война стилей» (1983 год). Киноклассика о зарождении уличного искусства и его основах.
«Выход через сувенирную лавку» (2010 год). Эмигрант Терри Гуэта создает документальный фильм об уличных художниках. Переняв их опыт, он сам стал считать себя достойным райтером и организует индивидуальную выставку. Экспозиция пользуется грандиозным финансовым и общественным успехом. Фильм «разоблачает» лже-художников, которые строят свою карьеру на популярности стрит-арта.
«Бомби Берлин! Спецпредложение» (2010 год). Немецкие райтеры всячески подчеркивают основную идею граффити – бомбить городское пространство. Под данным термином они понимают нелегальное нанесение на любые объекты рисунков, знаков и надписей.
«Комендантский час» (2011 год). Документальная короткометражка, позволяет зрителям увидеть воочию, как создается уличная живопись. Команда «CHO» рисует на билбордах, домах в центре Москвы и старается не попасть в руки представителей правопорядка.

Справка «ГЧ»

* Бомбить – термин в граффити-культуре, означающий быстро сделанный рисунок на участке какого-либо объекта (стены, вагоны, рекламные вывески и так далее).
** Райтеры – художники, занимающиеся стрит-артом, граффити.
***Скилл (от англ. Skill – умение).
****Квазитворчество – мнимое, ненастоящее искусство.
*****Муралы – грандиозные по масштабу настенные росписи.

Экспертное мнение

Денис ЕВГРАФОВ, создатель сообщества «Стрит-арт и граффити города Воронеж»:
– Основной заработок людей в данной сфере — роспись стен. Главное, при выполнении таких заказов — не потерять свободу выражения, которая необходима художнику. На самом деле нет никаких правил граффити. Один принципиально не будет браться за коммерцию. Другой будет выполнять заказы время от времени и на полученные деньги реализовывать свои собственные проекты

Экспертное мнение

Ирина АКСЕНОВА, координатор проекта уличного искусства «Здесь»:
– Есть разные тактики и стратегии попадания в галереи. Но я думаю, если художник хочет выставляться там, то лучше вообще не выходить на улицу. Так будет честнее. Многие райтеры, делающие большие муралы*****, неплохо зарабатывают на коммерческих заказах и получают гонорары за фестивальные работы.

Анна Пивовар
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели