Подводные камни детского киберобщения

27 мая 2016 / просмотров – 691
Чижик

С появлением компьютеров и различных гаджетов общение приобрело еще одну форму – виртуальную, которую тут же «подхватили» дети, всегда открытые всему новому. В итоге сегодня практически каждый школьник знает, что такое соцсети, Viber, WhatsApp… Подростки активно «чатятся», размещают различные посты у себя на страничках, сидят на форумах. «И что в этом плохого?» – спросите вы. На самом деле проблема есть, и довольно серьезная.

Само по себе виртуальное общение имеет ряд положительных аспектов: это возможность обмениваться информацией с людьми, живущими за тысячи километров, поиск единомышленников, способ найти подработку и многое другое. Но есть один существенный минус, который все это перечеркивает, – зачастую общение в киберпространстве постепенно выливается в виртуальную жизнь, которая для некоторых подростков полностью заменяет реальную.
«Ко мне часто приводят подростков, – говорит детский и подростковый психотерапевт, семейный психолог, директор центра развития и лечения детей «Клякса» Оксана Суржина. – В глубокой депрессии. В классе их не принимают, виртуальных – друзей сотни, а реальных – нет. Также я консультирую одного 35-летенего мужчину. Живет с родителями. Программист, очень умный, у него красивая, грамотная речь… Но общаться он может только виртуально, поэтому никакой личной жизни у парня нет. Так сложилось, что еще в юности он ушел в компьютер с головой, и теперь совершенно не знает, как наладить контакт с внешним миром».
И таких историй, по словам специалиста, много. К примеру, еще одна пациентка Оксаны Федоровны, 20-летняя девушка, так боится общаться, что не может даже коньки в прокате взять, хотя в чатах и по Skype беседует без проблем.

Откуда ветер дует?
По мнению психолога, причины данной проблемы – на поверхности: «Во-первых, в последнее время родители стали бояться отпускать детей на улицу, в результате чего ребята практически перестали гулять вместе. А ведь детская компания, которая складывается во дворе, дает навыки коммуникации, учит принимать самостоятельные решения, соблюдать правила, отстаивать свое мнение, что, безусловно, пригодится во взрослой жизни. Кроме того, в школах проводится мало внеклассной работы, так как в основном все ориентированы на учебу. Ну и самое главное, это всеобщее увлечение компьютером и различными гаджетами. Посмотрите, даже во время праздников или прогулок подростки не выпускают из рук телефоны и планшеты!»
Еще один важный момент – нехватка родительского внимания и любви. Взрослые целыми днями работают, и дети начинают искать поддержки и понимания во Всемирной паутине. Тем более там можно создать себе любой образ (изменить внешность, возраст, социальный статус или пол, скрыть свои недостатки – например, заикание) и даже стать всеобщим любимчиком.
Общаясь в Интернете, ребенок чувствует себя максимально раскованным, ему проще установить контакт с собеседником, а, попав в неловкую и неприятную ситуацию, всегда можно отключиться, что позволяет оставаться уверенным в себе. К тому же анонимность защищает от разочарований и дает чувство безопасности.

Компьютерная независимость
Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий:
1. «Подавайте личный пример, – советует Оксана Суржина, – не пропадайте в виртуальной реальности. Находите время для общения с ребенком, ведь навыки коммуникации идут из семьи»;
2. Будьте для ребенка проводником в Интернет. Покажите, что, помимо игр и форумов, в киберпространстве есть еще много всего интересного и полезного для реальной жизни;
3. Узнавайте, чем занимается ваше чадо в Сети. Но не шпионьте, а аккуратно интересуйтесь, например, добавьтесь в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение не только в реальности, но и на просторах Интернета. Так вы будете в курсе того, с кем общается ребенок;
4. «Современный мир немыслим без Интернета и гаджетов, совсем лишить ребенка этого – значит сделать его предметом насмешек одноклассников,– говорит Оксана Федоровна. – Но если вы хотите, чтобы он меньше «зависал» в Сети, вы должны дать что-то взамен». Это могут быть спортивные секции, кружки. Чаще устраивайте детские праздники, приглашайте домой друзей своих детей, разрешайте после уроков гулять с одноклассниками в школьном дворе. Научите детей тем забавам, которыми сами увлекались в детстве с друзьями, наконец, всей семьей играйте в настольные игры.
Важно: все эти условия должны выполняться до того, как ребенка из Сети уже не вытащить за уши. Если же вы упустили момент, не стоит рубить с плеча и перекрывать доступ к компьютеру. Процесс избавления от симптомов интернет-зависимости долгий и сложный. И этим должен заниматься квалифицированный психиатр.

Справка «ГЧ»

 

Справка «ГЧ»

 

Справка «ГЧ»

 

Экспертное мнение
Инфографика недели