Под сенью непотопляемого «Титаника». Народные «бренды» родом из 1990-х
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Под сенью непотопляемого «Титаника». Народные «бренды» родом из 1990-х

22 марта 2012 / просмотров – 2512
Истфакт
На минувшей неделе на широкий экран вернулся легендарный фильм «Титаник» в трехмерном формате. В свое время эта история любви на фоне катастрофы собрала целую коллекцию «Оскаров» и покорила зрителей по всему миру. Теперь без ажиотажа вокруг нее невозможно представить 1990-е. На волне «титанической ностальгии» мы решили совершить небольшой «рейс» в прошлое и вспомнить, какими еще знаковыми артефактами нам запомнились эти годы.
Любовь – это…
Раз уж мы начали наш ретроспективный обзор с фильма с яркой любовной линией, разовьем тему. Те, чьи юные годы пришлись на 1990-е, наверняка не забыли вкладыши от жевательной резинки «Love is…». Человечество тысячелетиями билось над разгадкой феномена любви, а на этих крошечных обертках с незатейливой картинкой давалось предельное конкретное объяснение, в чем, собственно, «фишка». Несколько примеров. Любовь – это: «накормить его горячей едой, когда он приходит поздно», «обнаружить розу на сиденье машины», «яркое солнце в дождливый день». Вот так – просто и романтично. Начало этой симпатичной истории положил комикс новозеландской художницы Ким Гроув, в основу которого легли ее любовные записки будущему мужу. Идея пришлась народу по душе и обертки стали объектом коллекционирования девчонок во многих странах мира, включая Россию. Недаром, одно из высказываний серии «Love is…» гласит: «Любовь – это язык, на котором говорят все сердца».

«Казино» на школьном подоконнике
Еще одним популярным увлечением школьников, связанным с жевательными резинками, стала игра на вкладыши. Особым шлепком ладони следовало перевернуть обертку картинкой кверху. Победитель получал вожделенный фантик. Играли по двое и целыми группами. Делали ставки. Мастера становились обладателями внушительных коллекций. Попутно развивался обмен. Школьное руководство боролось с азартным хобби подопечных, но без особого успеха. Некоторые игроки, не потеряли «квалификацию», и повзрослев. Несколько лет назад был даже проведен российский чемпионат по игре во вкладыши.

«Эта приставка захватила мой разум»
Однако настоящую эпидемию у подрастающего поколения 1990-х, еще не избалованного компьютерной революцией, вызвала игровая приставка Денди. Она подключалась к любому телевизору и позволяла погрузиться в мир персонажей из популярных кинолент и мультфильмов. А точнее – в игровой «экшн» с их участием. Когда готовилась эта статья, один знакомый так прокомментировал свои детские впечатления: «Мне было лет 12, когда я впервые увидел Денди, и эта приставка захватила мой юный разум. Прежде доводилось играть в электронные игры Зеленоградского завода типа «Ну погоди!», где волк ловил яйца в корзинку. Но это даже «бледным подобием» не назовешь… Уже повзрослев, лет в 16-ть я иногда «рубился» на своем стареньком Денди – уже, так сказать, из ностальгических соображений».

Бронтозавры сотовой связи
Особая история – первые сотовые телефоны. По сравнению с современными миниатюрными многофункциональными мобильниками, они были громоздкими и примитивными. Но в 1990-е даже эти бронтозавры сотовой связи воспринимались как статусная вещь, которой обладали редкие счастливцы. В память врезался сюжет из телевизионных новостей той поры. В нем рассказывалось о молодом человеке, который соорудил себе бутафорский «мобильник», с виду очень похожий на настоящий телефон, и расхаживал с ним по улицам…

В ритме «Макарены»
Кстати – о телевидении. В 1998 году начал вещание музыкальный канал MTV Россия. С ним на TV пришло поколение ведущих с новым неформальным, раскованным стилем общения со зрительской аудиторией ¬ – ви-джеи Ольга Шелест, Антон Комолов, Александр Анатольевич, Тутта Ларсен. Но самым главным на канале, безусловно, была музыка. Всякая – разная, отечественная и зарубежная. Для тех, кто родился еще в эпоху «железного занавеса» обилие западных хитов на телевидении было в диковинку.
Понятное дело, музыкальные вкусы у всех разные, но есть шлягеры, которые невозможно не упомянуть, потому что в 1990-е они звучали из каждой табуретки. Еще до открытия MTV россиян покорила шведская группа «Ace of Base», которая что-то напевала про счастливую нацию (хит «Happy Nation»). Ну и, конечно, какие 1990-е без «Макарены»? Без этой композиции испанского дуэта «Лос дель Рио» не обходилась не одна дискотека. Народ выстраивался под незатейливую мелодию «паровозиком» и радостно путешествовал по танцполу. Позже на ту же мелодию написал слова Сергей Минаев. То есть даже не слова, а забавную абракадабру: «Чао мучачос кокодрила-гамадрила, аста маньяна макароны и текила», ну и так далее.

«Наш начальник просто душка!»
Отдельная «песня» – рекламная продукция тех лет. Кто не помнит «сагу» про Леню Голубкова, воспевающую акции печально знаменитой компании «МММ», одурачившей полстраны? Но не будем о грустном. Тем более что кроме незатейливых роликов в стиле «Приобрел акции – куплю жене сапоги» на TV в то время появился по-настоящему интересный рекламный продукт. Примером может служить эпопея «Всемирная история» от банка «Империал», которую зрители наблюдали на «голубых экранах» несколько лет. Сюжеты закручивались вокруг Наполеона, Тамерлана, Нерона и других знаменитых исторических персонажей. Между прочим, над теми короткометражками работал режиссер Тимур Бекмамбетов, позже снявший такие известные фильмы как «Ночной дозор», «Дневной дозор» и «Особо опасен». А вот сам банк «Империал» обанкротился…
До сих пор можно услышать фразы из некоторых роликов 1990-х. Чего стоили только диалог сотрудниц из рекламы конфет «Рондо», шедшей под слоганом «Свежее дыхание облегчает понимание»! По сюжету они с упоением хвалили своего шефа. Одна тетенька (ее исполняла актриса Марина Голуб) бодро произносила: «Наш начальник просто умница!» ей вторила другая сотрудница в исполнении Людмилы Артемьевой: «Такой внимательный, такой заботливый!». Тут же появлялся сам шеф с криком: «С сегодняшнего дня работаем без выходных!» На что Голуб отвечала с неподражаемой интонацией: «Ой, ну надо так надо…», а Артемьева довершала: «Он просто душка!». Забавные работницы мгновенно стали народными любимицами.

Мода с «толпы»
И напоследок – ностальгический набор из моды той поры: малиновые пиджаки, кожаные куртки – «косухи», лосины, босоножки-«копыта» на гигантских платформах… Тогда основной массе населения известные европейские бренды еще были недоступны. Зато в обиход вошло понятие «вещевая толпа». Она и выступала законодательницей моды. Особенно напряженно с выбором одежды было в самом начале 1990-х. Но, порой удавалось добыть «остромодную» вещь. Дочь коллеги моей мамы оказалась в числе пионеров нехитрого челночного бизнеса, и у нее всегда можно было что-то приобрести. Однажды мама принесла мне черные сапоги-ботфорты. Тогда они казались совершенно эксклюзивными. Но позже выяснилось, что абсолютно такие же сапоги купили несколько девчонок с моего курса. Так мы и щеголяли в одинаковых ботфортах…
«Просто Мария». Еще в эпоху «перестройки» россияне узнали, что такое «мыльная опера», а в 1990-е наше телевидение уже было сложно представить без сериалов. В 1992 году в России начали показывать американскую «Санта-Барбару», герои которой задержались на отечественном TV на несколько лет. В 1993-м состоялась российская премьера мексиканской теленовеллы «Просто Мария», которая особенно пришлась по душе представителям старшего поколения. А молодежь смотрела сериал «Элен и ребята» – ситком из жизни французских студентов.
Просто жесть. В 1990 годы на российских просторах получило широкое распространение пиво в жестяных банках. Одновременно яркая тара превратилась в объект коллекционирования. У многих любителей пива в те времена на кухнях появились особые полочки – специально для баночной коллекции.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели