Почему дети воруют?
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Почему дети воруют?

11 января 2011 / просмотров – 4431
Психология
Взять, что хочется в данный момент: красивый ластик, яркий карандаш, вкладыш, наклейку, вкусную конфету… Дети, воруя, не задумываются о последствиях и нравственных аспектах своего поступка. Они поддаются спонтанности чувств. И все же так поступают не все. От чего зависит желание ребенка красть? Виноваты ли в этом дети, неправильное воспитание или это некий сигнал, который всегда так сложно расшифровать разозленным родителям?
Для подростков 11–13 лет украсть что-то в магазине значит продемонстрировать сверстникам свою смелость, независимость и пренебрежение. В школе младшие подростки воруют какую-то вещь у одноклассника, чтобы проучить его за то, что тот услужлив с учителем, лучше учится или просто не такой, как все.
– Чаще всего – это спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям, – объясняет эксперт рубрики психолог-консультант, действительный член Федерации психологов образования России, действительный член Профессионального психологического сообщества Андрей Шишкин. – Младшие школьники еще не умеют представить переживания другого, когда тот лишается вещей. У подростков, напротив, уже развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением. Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью. Дети знают, что желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они пытаются избежать наказания.

Кто способен на воровство?
Психологи разделяют маленьких воришек на несколько категорий: дети дошкольного возраста (воруют из-за непонимания, что товары в магазине стоят денег), дети младшего школьного возраста (воруют из-за интереса или вследствие временной потери самоконтроля). Но наиболее опасную группу воришек составляют дети старшего школьного возраста. «Здесь выделяют несколько причин воровства: желание выделиться, совершить «крутой» поступок; желание почувствовать себя взрослыми, за компанию. А также воровство вследствие различных психологических проблем, поиска денег для других пагубных привычек: алкоголя, наркотиков, игровых автоматов», – продолжает Андрей Юрьевич.

Травмирующая жизнь
Причин, почему ребенок решился на воровство, множество. Но самая распространенная –
это недостаток внимания. Воровство становится неосознанным способом его добиться. Однако эксперт рубрики предупреждает, что проблема воровства не только психологическая, но и социальная, так как в обществе существует значительное материальное расслоение. Здесь всплывает другая проблема – детская безнадзорность, которая существует не только в неблагополучных семьях. «Часто безнадзорными и брошенными оказываются дети из социально успешных семей. В этом случае речь не идет об отсутствии физической заботы и удовлетворении материальных потребностей, как у беспризорных детей. Это дети психологически брошенные, они не чувствуют родительской любви и игнорируются как личности. Кража – это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни».

Психологический портрет воришки
– Если составить психологический портрет ворующего ребенка, то обращает на себя внимание его доброжелательность и открытость по отношению к окружающим. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе, – делится опытом Андрей Шишкин. – В ходе разговора выясняется, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. В этом основная беда, ведь своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше отталкивают от себя окружающих, настраивая их против себя.
Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок не осознает, что он сделал, он отпирается и ведет себя, как ни в чем не бывало. На вопрос родных «Зачем ты это сделал?» он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Такое его поведение вызывает у взрослых гнев, склонение ребенка к раскаянию и извинениям. В результате между малышом и близкими вырастает стена непонимания.

Как поступить родителям?
Эксперт рубрики сразу предупреждает, что, если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения, его нельзя обвинять. «Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок! От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив и дав волю своему негодованию, вы можете лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе».
В первую очередь дайте понять ребенку, как вас огорчает то, что произошло. Разделите с ним ответственность, помогите ему исправить положение, пусть он почувствует, что его не бросили в беде, что каждый человек имеет право на поддержку. Тогда он будет знать, что может всегда на вас рассчитывать и всем делиться.
Самое главное, на что психолог советует обратить внимание, – это на понимание причин воровства. «Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют долг, а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить».

Путь к отступлению
Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу». Оставляйте ребенку пути к отступлению.
Активность малыша хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, коллекционирование и так далее). «Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным, ему уже нет нужды привлекать к себе внимание», – добавляет психолог.
Детские проблемы на фоне взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания. Но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и чаще вспоминайте детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, что может рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь. И главное, верьте в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше. Это убережет его от рокового шага.


Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели