"Пейзаж с луной". Из биографии художника Александра Куприна
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

"Пейзаж с луной". Из биографии художника Александра Куприна

18 марта 2014 / просмотров – 4774
Истфакт

В марте 1880 года в семье борисоглебского преподавателя Василия Куприна родился сын, которого назвали Александром. Мальчик рос очень музыкальным. Он прекрасно играл на многих инструментах и даже пробовал себя в роли композитора. Это увлечение Куприн пронес через всю жизнь, однако по-настоящему счастливым он чувствовал себя только у мольберта…

Живопись и железная дорога

Любовью к искусству Куприн был во многом обязан своей семье. Отец, преподававший в Борисоглебском уездном училище, заботился о всестороннем образовании сына. Мать, великолепно игравшая на рояле, приобщила юного Сашу к музыке. Родители первыми заметили интерес мальчика к живописи и поддержали его в стремлении совершенствоваться в этой области.

В 1890 годы Куприны переехали в Воронеж, где Александр начал учиться в бесплатной школе рисования, организованной художниками Львом Соловьевым и Михаилом Пономаревым. В 16 лет юный живописец устроился мелким служащим в управление железной дороги – чтобы зарабатывать на хлеб насущный. Несколько лет Куприн совмещал уроки с работой конторщиком, а в 1902-м отправился покорять Петербург.

Ультиматум врачей

В столице он начал заниматься в частной школе-мастерской академика Льва Дмитриева-Кавказского. Одновременно служил секретарем у богатого предпринимателя и брался за различные заказы, в том числе – за создание мозаики для музея в честь полководца Суворова.

Набравшись опыта, Куприн попробовал поступить в Академию Художеств, но попытка не увенчалась  успехом. Справившись с разочарованием, Александр перебрался в Москву, где был принят в училище живописи, зодчества и ваяния. Его наставником стал знаменитый Константин Коровин. Куприн был счастлив, но недолго. Оказалось, что давно мучившие его приступы кашля, которые он списывал на запущенную простуду, на самом деле – проявление туберкулеза. Рекомендации врачей звучали как ультиматум – хотите жить, езжайте в Крым…

Художник провел у моря около года. Эта «командировка» не только укрепила его здоровье, но и подарила мощный источник вдохновения. Он влюбился в морские пейзажи, южные ночи, уютные дворики Гурзуфа и Бахчисарая, и впоследствии еще не раз приезжал на крымскую землю.

Натюрморт …с черепом

Вернувшись в Москву, Куприн с головой ушел в творческие поиски. В 1910 году группа молодых живописцев, включая его, создала сообщество «Бубновый валет»*, ставшее одним из самых ярких явлений русского авангарда. Его участниками были Петр Кончаловский, Роберт Фальк, Илья Машков и другие выдающиеся художники. Их  вдохновляли цветовые эксперименты Поля Сезанна, геометрическая символика кубистов, буйные, контрастные краски представителей направления «фовизм» (от французского fauve – дикий).

Куприну особенно близко было творчество Сезанна. Он много экспериментировал в любимом жанре знаменитого француза – натюрморт. В своих постановках художник наполнял новым смыслом самые «неожиданные» артефакты – лошадиный череп, курительную трубку, искусственные цветы (такие букеты он делал сам и часто дарил друзьям, поэтому их можно видеть в работах Машкова и Фалька).

Свои поиски Куприн определял так: «живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой (…), с неимоверным напором устремления и энергии». К сожалению, в советский период искания русских авангардистов были объявлены «формалистическими увлечениями». Не удивительно, что ранние работы Куприна оказались на долгое время забытыми. Больше повезло с известностью произведениям, написанным им в Крыму.

«Не заходи ко мне в рабочее время»

С середины 1920-х он почти ежегодно бывал на полуострове – изучал разные состояния природы, бродил «очарованным странником» по улочкам старинных городов, делал наброски. Искусствовед Николай Барсамов, 45 лет возглавлявший Феодосийскую картинную галерею и хорошо знавший Куприна, вспоминал: «Писал он по многу сеансов и увозил незавершенные работы в Москву, заканчивая их в мастерской. На дверях (…) он повесил записку: «Если ты мой друг, не заходи ко мне в рабочее время». Тот же Барсамов отмечал «поэтичность творчества Куприна», и в частности, его крымских лунных пейзажей. По его словам, «это были первые ноктюрны в советской живописи».** Лично меня в этой серии особенно зацепил «Пейзаж с луной» 1927 года. Он «сезанистский» по духу – чувствуется, что творец сохраняет верность идеалам юности, но дело не в этом.

Сюжет картины очень прост: захолустный дворик, в центре – изогнутое деревце, почти утонувшее в буйно разросшейся зелени, поодаль – нагроможденья белых крыш, а над ними – едва приметный лунный диск. Но кажущаяся простота завораживает и пробуждает массу вопросов. Чем привлек Куприна этот незамысловатый вид? Может, все дело в деревце, что напомнило ему библейскую притчу о смоковнице? Или – в игре лунного света, окутавшего тайной обыденные вещи? А может, глядя на луну в этом скромном дворике, художник ощутил себя единым целым со Вселенной? Не потому ли крохотный диск над крышами, так и хочется назвать окошком в космос?

Энергия металла и поэзия нефти

Особой энергией наполнены и заводские, индустриальные пейзажи Куприна. Сюжеты для них он черпал, посещая металлургическое предприятие в Днепропетровске и нефтяные промыслы Баку. Развивая актуальную в советское время «производственную тему» он по-прежнему был верен себе. Это тоже «живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения».

Немало времени Куприн уделял и педагогической деятельности. Александр Васильевич преподавал в Художественных мастерских Москвы, Нижнего Новгорода, Сормова, трудился в столичном текстильном институте и других вузах. Кроме того, он руководил работой по оформлению театров и клубов Красной армии, постоянно ездил в творческие командировки. В 1950-е такой насыщенный график стал ему уже не по силам – сказывался возраст, к тому же обострились давние проблемы со здоровьем. Он оставил преподавание, уединился на даче в Подмосковье, но продолжал писать. Не стало художника в марте 1960 года.

*Название было провокационным: на уличном жаргоне «бубновый валет» означал мошенника. Вызывало оно и ассоциации с «бубновым тузом» – нашивкой на робе каторжника. Иную трактовку понятия дал в своих воспоминаниях Казимир Малевич. По его словам, работы участников сообщества были подобны «разноцветному пламени», отсюда и название: бубны означали цвет, валет – молодость.

** Ноктюрн (от французского nocturne – ночной) обычно ассоциируется с музыкой. Понятие пришло из XVIII века, когда лирические инструментальные и вокальные пьесы, получившие такое название, исполнялись в вечерние часы на открытом воздухе. Однако термин используется и в изобразительном искусстве. В живописи ноктюрном называют ночной пейзаж.

Свидетелем удивительных концертов художника Александра Куприна довелось стать искусствоведу Николаю Барсамову. По его словам, живописец «глубоко любил и знал музыку, и что совершенно необычайно, сам построил в своей мастерской небольшой орган, на котором играл Баха».

Более 40 произведений Александра Куприна хранятся в Третьяковской галерее. В их числе – его ранние натюрморты, а также индустриальные полотна и картины «крымской серии», созданные им уже в зрелые годы.

На фото: работы художника - "Пезаж с луной" (1927), "Натюрморт со шляпой" (1917), "Сокольники. Каланча" (1919), "Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки" (1924).

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели