Парламентский контроль, деофшоризация, новые льготы для бизнеса и другие решения комитета по бюджету и налогам – подводим итоги

13 июля 2016 / просмотров – 733
Закон

Из 4100 законопроектов, рассмотренных Госдумой 6-го созыва, почти 540 были закреплены за Комитетом по бюджету и налогам. Его деятельность позволила принять свыше 300 законов. Более подробно прокомментировать результаты работы комитета мы попросили депутата от Воронежской области Сергея Чижова.

Бюджет не терпит суеты

– Сергей Викторович, в качестве важнейшего достижения созыва многие эксперты называют восстановление парламентского контроля. Почему это решение настолько важно и в чем его суть?
– Дело в том, что мы не просто возобновили реализацию утраченных ранее полномочий Госдумы, но и перешли на новый уровень. Этому способствует внедрение программного принципа формирования бюджета и новый порядок формирования Счетной палаты.
Кроме того, теперь Правительство РФ должно будет включать в состав документов по бюджету данные по расходам на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, а также информацию об объемах расходных обязательств регионов, возникающих при выполнении переданных федеральных полномочий.
Первые результаты такой работы есть уже сейчас. Так, в ходе рассмотрения федбюджета-2016 в результате отсекания неэффективных расходов нам удалось изыскать более 300 миллиардов рублей. В результате они были перенаправлены на решение приоритетных социально-экономических вопросов. В частности, на 170 миллиардов рублей увеличился объем предоставления бюджетных кредитов регионам под символический 0,1 %. Из них для Воронежской области уже на первом этапе было зарезервировано почти 2,6 миллиарда рублей. Это порядка 77 % от ее рыночных обязательств, погашение которых запланировано на весь текущий год.

Офшорная страница российской экономики осталась позади

– В последние годы депутаты объявили «бой» офшорам. Насколько можно оценить эффективность этой работы?
– Одним из ключевых решений в данном направлении стало принятие в конце 2014 года закона о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Он обязал российских граждан и юрлиц сообщать о своем участии в офшорных компаниях и платить налоги в российский бюджет.
Следующим важнейшим этапом деофшоризации стало объявление с начала июля 2015 года так называемой амнистии капитала. Благодаря ей граждане, добровольно задекларировавшие зарубежное имущество и банковские счета, освобождаются от ответственности . Это создало правовые основы для возвращения на родину имущества россиян.
Также в середине 2015 года был введен запрет на участие в госзакупках офшорных компаний. А начале 2016-го мы запретили господдержку офшорным структурам. Еще один закон, подготовленный мною в соавторстве, создал барьер на пути использования незаконных схем при уплате процентов по займам. В том числе между взаимозависимыми российскими и зарубежными компаниями.
Как общий результат – профицит текущего счета платежного баланса страны в 2015 году в аналогичном сравнении вырос почти на 20 %, до 69,6 миллиарда долларов США . А чистый вывоз капитала только за пять месяцев текущего года уменьшился четырехкратно – до 12,7 миллиарда долларов США. Положительный опыт по деофшоризации имеется и у Воронежской области.

Наш ответ санкциям

– Насколько успешной можно назвать адаптацию законодательных решений под вызовы времени, в частности, антироссийские санкции?
– Санкционная политика Запада была направлена на дестабилизацию нашей национальной экономики. Одним из самых уязвимых оказался финансовый сектор. В частности, наши кредитные организации и предприятия фактически оказались отрезаны от внешнего финансирования.
Поэтому в целях минимизации негативных последствий мы приняли целый ряд законов, направленных, в первую очередь, на поддержание стабильности банковской системы. Например, на докапитализацию российским банкам, работающим, в том числе и в Воронежской области, выделен 1 триллион рублей. В два раза – до 1,4 миллиона увеличена застрахованная сумма вкладов граждан.
Кроме того, недружественная риторика западных стран обратила наше пристальное внимание на необходимость создания ряда предупредительных мер. В частности, мы законодательно регламентировали особенности функционирования национальной платежной системы и деятельность рейтинговых агентств, в том числе иностранных. В итоге, уже сейчас участниками российской платежной системы стали порядка 110 российских банков . 76 из них осуществляют розничное обслуживание. Это означает, что охвачены практически все основные игроки данного рынка .

Налоговые льготы для бизнеса и не только

– Одним из профилей Вашей законотворческой работы является налоговое законодательство. Какие основные итоги стоит выделить в этом направлении?
– Вопросы совершенствования управления налоговым производством всегда находятся в сфере нашего пристального внимания. Ведь от этого во много зависит состояние делового климата.
В частности, мы с коллегами разработали и приняли закон, который с прошлого года ввел в нашей стране институт налогового мониторинга. Он закрепляет порядок расширенного информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками. В отношении которых, в частности, не будут проводиться налоговые проверки.

По результатам исследований группы Всемирного Банка «Ведение бизнеса – 2016» Россия заняла 51-е место в рейтинге, поднявшись на три позиции. Еще в 2011 году наша страна была 120-й в списке

Еще один одобренный закон, подготовленный мною в соавторстве, закрепил порядок использования личного кабинета налогоплательщика. Как результат, уже сейчас число физлиц – обладателей такого электронного сервиса превысило 20 миллионов, юридических лиц – порядка 180 тысяч, ИП – почти 300 тысяч человек. В Воронежской области по состоянию на февраль 2016 года личный кабинет налогоплательщика – юридического лица использовало 417 организаций.
Помимо этого, нами были приняты законы о повышении доли малого бизнеса в госзакупках, налоговых и надзорных каникулах, продлении преимущественного выкупа арендуемых помещений. Также расширены права регионов по установлению дополнительных льгот для малого предпринимательства, чем воспользовалась и Воронежская область.
Кроме того, мы с коллегами разработали и приняли поправки, зафиксировавшие налоговую нагрузку по ЕНВД в 2016 году на уровне прошлого периода. По оценкам экспертов, это позволило защитить малый бизнес от роста налогового бремени на 16 %. Дополнительно продлено действие данного спецрежима до 1 января 2021 года.
Вместе с тем, нами исключено двойное обложение НДС при применении единого сельхозналога и упрощенной системы налогообложения. Создана федеральная корпорация по поддержке малого бизнеса. И это лишь малая часть принятых решений.

– Какие решения стоит выделить в части налогового законодательства социального профиля?
– В социальной сфере стоит обратить внимание на увеличение стандартных налоговых вычетов на детей-инвалидов.
Еще один принятый закон, подготовленный нами с коллегами, позволяет применить нулевую ставку налога на прибыль тем дошкольным организациям, которые осуществляют деятельность по уходу и присмотру за детьми. А это – дополнительные средства для организации учебно-воспитательного процесса и обновления материально-технической базы.
Также мы с коллегами до конца 2017 года установили нулевую ставку НДС для услуг по перевозке пассажиров в поездах пригородного сообщения. В конечном счете, это позволило избежать существенного роста стоимости билетов для населения.

Леонид Старооскольский
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели