Отец российского «уголовного романа»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Отец российского «уголовного романа»

9 февраля 2012 / просмотров – 3660
Истфакт
В середине XIX века на воронежскую землю приехал молодой мещанин Александр Шкляревский. Здесь он стал учителем и впервые попробовал силы на писательском поприще. Со временем литература захватила скромного преподавателя целиком, а его имя стало известно широкому читателю. Шкляревского сравнивали с отцом детективного жанра – французским писателем Габорио – и называли родоначальником отечественного «уголовного романа». Но «русский Габорио» мечтал совсем о другом…
Школа выживания
Александр Андреевич Шкляревский родился 175 лет назад на Полтавщине, в бедной семье преподавателя уездного училища. Детские годы он провел у бабушки, которая содержала постоялый двор, подчас становившийся приютом для сомнительных личностей. Об этом периоде у писателя остались весьма «экзотические» воспоминания, в которых упоминались и «спанье на кладбище», куда он ребенком сбегал от побоев, и «падение с балкона о мостовую». Позже Шкляревскому довелось поучиться в 1-й Харьковской гимназии, куда его приняли из милости как учительского сына. Но, дойдя до 4 класса, он был вынужден оставить учебу из-за конфликта отца с местным руководством. Неудавшийся гимназист зарабатывал на жизнь писцом в полиции, а когда ему исполнилось 17 лет, отправился в Воронеж. Здесь он успешно выдержал экзамен на звание приходского учителя и получил работу в Павловске. А через некоторое время в «Воронежские губернские ведомости» начали приходить его статьи.

«Отпетый» из Воронежа
Нового автора заметили, и под патронажем редакции в 1863 году он смог перебраться в Воронеж, где начал преподавать в приходском училище и женской прогимназии. Александр Андреевич активно участвовал в культурной жизни губернского центра и продолжал писать. Его статьи на педагогические темы печатались и в местных изданиях, и столичных газетах. А в 1866 году петербургский журнал «Дело» опубликовал повесть «Отпетый». Это был первый литературный опыт Шкляревского с использованием «криминальной тематики», и он имел немалый успех у читателя. В том же году Александр Андреевич решил отказаться от преподавательской деятельности и сосредоточиться на писательстве.
В нашем городе Шкляревский прожил до конца 1860-х. Картины воронежского быта нашли отражение в его повестях «Непрошлое» и «Шевельнулось нетеплое чувство».

Подарок Никитина
Еще во время самого первого приезда в Воронеж у Шкляревского произошла встреча Иваном Никитиным, о которой он оставил особые воспоминания. «Мне было 17 лет, и я приехал держать экзамен на звание учителя, – пишет он в своем мемуарном очерке. – Имя Ивана Саввича гремело, стихотворения его …переписывались и твердились наизусть. Я был одним из величайших поклонников Никитина и старался, во что бы то ни стало его увидеть, но …говорили, что он болен». Знакомство произошло случайно: Шкляревский шел по Большой Дворянской с семинаристом, у которого тогда квартировал, и обратил внимание на «высокого господина в черной шинели с нахлобученным воротником». Это и был обожаемый поэт. Они тогда разговорились, и Никитин даже пригласил нового знакомого зайти в трактир, выпить по чашке чая. А, когда прощались, Шкляревский попросил Ивана Саввича подарить «хоть строчку рукописи» на память. Тот «порылся в кармане сюртука и нашел лист бумаги, исписанный стихами». Это была «Болесть» («Порча»). Такой необычный талисман остался у будущего писателя после встречи с кумиром. Больше им увидеться не довелось. Когда в 1863 году Шкляревский перебрался в Воронеж, поэта уже не было в живых.

Преступление и наказание по Шкляревскому
В 1869 году Александр Андреевич перебрался в Петербург. Здесь он заявил о себе как создатель нового направления в отечественной литературе – детектива или, как тогда говорили, «уголовного романа». То есть произведения, в которых фигурировали криминальные темы, были и до него. Но прежде российские авторы, проявляющие интерес к «преступной тематике» работали в жанре документального очерка. Как пишет историк литературы Абрам Рейтблат, «они, как правило, не «сочиняли», а пересказывали случаи из жизни. Сложилась даже формула для обозначения подобных произведений «записки следователя». Шкляревский начинал также, но позже отошел от традиции, предлагая читателям именно роман или повесть, где все было «закручено» вокруг преступления. По словам Рейтблата, «он первым из русских литераторов начал специализироваться на данной теме». Тому способствовал личный опыт работы в правоохранительных структурах. Писатель одно время трудился помощником следователя по особо важным делам, но потом ушел с головой в беллетристику.
По признанию Шкляревского, огромное влияние на него оказало «Преступление и наказание» Достоевского, которого он называл гением психологического анализа. Александр Андреевич тоже стремился раскрыть социально-психологические мотивы преступления, и в его книгах имеют место тонкие наблюдения. Но до философской глубины произведений Достоевского ему все же было очень далеко.

Замкнутый круг
«Уголовные романы» Александра Андреевича вызвали противоречивую реакцию.
Читатель встретил нового автора с огромным интересом. Критики – с пренебрежением, как создателя «интересных пустячков». Хотя коллеги писателя по цеху отмечали, что сюжеты в его книгах «разработаны талантливо». В итоге Шкляревского охотно печатали популярные газеты, но авторитетные литературные журналы его игнорировали. А разница в гонорарах там отличалась в разы. Так что писатель едва сводил концы с концами.
Между тем, негативные отклики действительно имели основания. Дело в том, что вечно нуждающийся Шкляревский, большинство своих романов писал впопыхах, под бременем постоянной тревоги – как бы прокормить семью. Конечно, это сказывалось на качестве его книг. Он все понимал и мучился от ощущения литературной «второсортности». Но выхода не видел и прятался от реальности в пьянстве. Следом шли долги, отчаяние и новые запои. Приятель писателя Александр Соколов писал об этом: «Иногда Шкляревский пропивал с себя все и сидел дома в одном нижнем белье, пока его не выручал из беды друг. В период запоя профессор Манасеин, сочувствовавший ему, клал его в свою клинику и держал там до вытрезвления». Ситуацию усугубляло плохое здоровье Александра Андреевича, страдавшего пороком сердца. Мучительный круг «разомкнулся» в 1887 году, когда Шкляревского не стало. Ему было всего 46 лет.
Как Шкляревский «открыл глаза» Некрасову?
Из воспоминаний журналиста и писателя Александра Соколова:

«Некрасов много раз старался останавливать Шкляревского от пьянства, видя в нем большое дарование:
– Разве ты так бы писал, если б жил трезвее? – говорил он ему. Раз Шкляревский слушал-слушал Некрасова да и вдруг и выпалил:
– Не тебе обо мне судить, потому что сам писать не умеешь. Ты вон свое стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» шедевром считаешь, а оно – дрянь и в основе ложное. «Она» идет торговать собою, чтобы «добыть» на гроб сыну и на ужин отцу, и при этом надевает свое хорошее подвенечное платье. Ну подумай! Зачем ей было идти торговать собою, когда можно было продать хорошее платье и сделать гроб и накормить отца?
Некрасов потом говорил:
– Осенил он меня своею критикою».
Перу Шкляревского принадлежит более 150 произведений. Среди них «Рассказы судебного следователя», «Уголки трущобного мира», «Убийство без следов», «Нераскрытое преступление», «Современные преступники», «Исповедь ссыльного», «Самоубийца ли она?»
Нежелание критиков признавать Шкляревского серьезным автором сделало его самолюбие болезненно обостренным. Однажды на этой почве у него вышел конфликт с Достоевским, которого он очень ценил. Как-то Шкляревский принес ему рукопись. Позже зашел узнать мнение, но Федора Михайловича не было дома. Затем ситуация повторилась. В итоге он застал Достоевского, но в тот момент писатель отдыхал после ночных трудов над книгой и гостей не принимал. Когда Шкляревскому это сообщили, он устроил скандал и ушел, выкрикнув напоследок: «Я такой же писатель!» Конфликт уладили только спустя время.
Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели