Отечественная история: наши дни
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Отечественная история: наши дни

16 сентября 2015 / просмотров – 2081
Чижик

Мифы и реальность единого учебника истории
В прошлом году мы писали о том, что Минобрнауки работает над созданием единой концепции преподавания гуманитарных дисциплин: истории, русского языка и литературы. Сейчас реализация этого проекта простирается в плоскости внедрения в практику новых учебников по истории Отечества.

В январе 2014 года Владимир Путин поручил российскому историческому обществу разработать концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. И вот, 1 сентября настал тот день, когда школы постепенно начали переходить на новый историко-культурный стандарт (ИКС). Корреспонденты «ГЧ» решили узнать, как происходит этот процесс, у тех, кто непосредственно работает в новой системе исторических координат.

Стандарт ИКС

Необходимость новой концепции связана с тем, что в 90-е и нулевые годы было напечатано много книг, в которых интерпретация одних и тех же исторических событий сильно разнилась. Ради единообразия и повышения качества школьного образования в прошлом году был объявлен конкурс учебников истории – из восьми выбрали три: успешно прошли научную экспертизу пособия таких издательств, как «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово».
Изначально сообщалось о переводе на новые стандарты учеников, начиная с шестых классов. Однако по факту по новым учебникам занимаются пятиклассники. «Каждый год нас будут постепенно переводить к новым стандартам, – рассказала «ГЧ» учительница истории школы № 11 имени А. Пушкина Татьяна Семыкина. – В этом году нововведения коснулись пятых классов, в следующем это произойдет уже с шестым, и так по нарастающей. Постепенный перевод – это правильно: ведь кто-то, возможно, учился 8 лет по одним книгам, и изменения для них станут неприятной новостью. Что касается содержания учебников, отмечу, что они рационально скомпонованы, в них меньше «воды». К тому же они хорошо проиллюстрированы».

Учебник – хранилище знаний

Новые пособия должны не только давать информацию и предлагать интерпретацию, но и побуждать к самостоятельным рассуждениям, приучать анализировать исторические тексты. Это должен быть своего рода учебник-навигатор, в котором будет содержаться отсылка к другим источникам информации. Это поможет ученикам овладеть исследовательскими приемами, научиться анализировать текст, искать и отбирать информацию.

Конечно, книга не перестанет играть роль хранилища знаний. Но, как замечают в министерстве, вместить всю информацию в учебник невозможно. В связи с этим предложено не перегружать пособия обилием цифр и второстепенными именами. Зато дополнительная нагрузка в этой связи ложится на плечи преподавателя, который помогает школьникам и побуждает их к получению знаний из других источников, что, в свою очередь, требует от педагогов больших усилий при подготовке к занятиям. «Государственный стандарт предусматривает обязательное присутствие мультимедийного оборудования и подготовку презентации к каждому уроку, – поясняет учитель истории МОУ СОШ № 4 Елена Ситникова. – Атласы и карты были всегда, но ими не все пользовались, сейчас они должны присутствовать обязательно. Также в самих учебниках появились ссылки на Интернет-ресурсы и обучающий диск к пособию. Все источники информации преподаватель должен изучить заранее, и только после этого излагать информацию ученикам».

Отличительные особенности новых учебников истории

• Особое место уделяется личности, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан».
• Больше внимания обращается на проблемы духовной и культурной жизни России. Эти ценности способствуют формированию у школьников более целостного представления об исторической судьбе Родины.
• Усиливается акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения России.
• Курс должен быть обеспечен методическим комплексом, то есть учебником, хрестоматией, сборником исторических текстов и атласом.

Что станет со старыми учебниками?
Если книги нет в федеральном перечне, в рекомендуемых или допущенных списках, то учителя не имеют права работать с ней. В школьных библиотеках такие пособия просто списывают.

Поделиться своим мнением по поводу новых учебников истории, а также предложить тему для освещения в рубрике «Образование» вы можете по телефонам 239-09-68 и 261-99-99.

Яна Звягинцева
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели