От звезды до воды. Народные святочные обычаи
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

От звезды до воды. Народные святочные обычаи

14 января 2014 / просмотров – 3736
Истфакт

От Рождества Христова до Крещенского сочельника, или как говорили наши предки – от звезды до воды, идут праздничные святочные дни. Издревле это время было связано со множеством народных обрядов, в которых причудливо переплелись религиозные традиции и архаичные обычаи, восходящие еще к дохристианской эпохе.

 

Поздравительные «походы»

Одним из святочных обрядов являлся обход соседских дворов с поздравлениями. Участники шествия исполняли Рождественский тропарь* и другие песнопения религиозного содержания – «христославия». Не стоит путать их с колядками, что пела пестрая толпа ряженых. Церковь данный обычай с явными «отголосками» язычества не жаловала. К слову, этот факт нашел отражение в знаменитой «Ночи перед Рождеством» Гоголя. Николай Васильевич отмечает от лица персонажа-пасечника: «Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли колядки. Кто его знает? Не нам простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж, если сказать правду, то в колядках и слова нет про коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».

В воронежских селах обряд колядования тоже был связан с добрыми пожеланиями – счастья, достатка, хорошего урожая. Правда, в случае плохого приема гостей можно было нарваться и на корильную песнь. Тут уж колядовщики не скупились на грозные «прогнозы». Но, обычно, их встречали радушно и даже готовились к таким визитам заранее: пекли печенье, блины, оладья, а в селе Хреновое (современный Бобровский район) – особую булочку на капустном листе, которую называли «колобышкой».

Сельский карнавал

Ряженые чернили себя сажей, изображали животных, прятали лица за «харями», то есть масками. Исследователи народных традиций считают, что эти игровые перевоплощения восходят к древним мифологическим представлениям. Например, ряжение в зверей напоминает о временах, когда люди верили, что ведут род от того или иного животного. А, скажем, обычай «переодевания» в цыган и немцев, также бытовавший в Воронежской губернии, являлся своеобразным отражением социального противопоставления «свой – чужой».

«Карнавальные» персонажи были активными участниками народных гуляний, которые продолжались до самого Крещенского сочельника. Нередко во время таких праздников в деревнях мерились силушкой местные богатыри. Кулачные бои по традиции начинали дети, их сменяли парни постарше, затем выходили мужчины. Страсти на «поле битвы» кипели нешуточные, при этом неукоснительно выполнялось правило – лежачего не бить! А когда разбитые носы были утерты и синяки подлечены «примочками» из снега, молодежь «ходила плетенками», то есть водила хороводы и устраивала веселые игры с догонялками и поцелуями.

«Суженый-ряженый, приходи косить»

Часто во время Святок молодежь собиралась на посиделки – в разных хатах, по очереди. Это было что-то вроде сельского клуба, где ребята и девчата общались, пели, устраивали шуточные соревнования. Собирались девушки и строго своим «коллективом» – чтобы погадать на женихов.

В каждом селе были любимые гадания. Например, в Оськино (Хохольский район) девушки символически замыкали «уши» мужской шапки ключом и прятали его на ночь под подушку. Считалось, что после этого во сне должен явиться суженый и попросить у своей нареченной ключ. В селе Старая Тойда (Аннинский район)
девушки выходили на порог хаты, набирали снег в решето и просеивали его приговаривая: «Сею, вею, подсеваю беленький снежок, где собака гавкнет там мой женишок». Залаял в чьем-то дворе пес – ждать оттуда сватов. Во многих деревнях потенциальные невесты «строили» символический колодец из щепок или спичек, чтобы увидеть во сне будущего мужа; подсыпали овес к дверям со словами: «Суженый-ряженый, приходи ко мне косить, а я буду вязать».

Гадания, как и ряженье, порицались церковью как греховные занятия. Но в народном сознании всегда удивительным образом уживались набожность и суеверия, стремление следовать правилам и желание заглянуть за черту…

Крещенская Иордань

Святки завершало Крещенье. Накануне селяне рисовали мелом кресты на дверях, чтобы оградить дом от нечистой силы. В праздник проходили крестные ходы к Иордани (в другом произношении – Ердани, Ярдани) – заранее вырубленной проруби в форме креста, круга или квадрата. Здесь батюшка совершал особый молитвенный чин. Затем селяне набирали крещенскую воду. Ей умывались, окропляли дом, двор, домашних животных. Некоторые рисковали окунуться в ледяную прорубь. В частности, считалось, что это должны были сделать те, кто участвовал в ряжении – чтобы очиститься и «смыть» грехи. Но священники учили прихожан – душу спасать надо не в проруби, а в лоне церкви, соблюдая заповеди и совершая добрые дела.

 *Краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается суть праздника.

В воронежских селах исстари был распространен особый  новогодний обычай Утром 14 января подростки и мужчины ходили по дворам и обсыпали дом и хозяев пшеном, приговаривая: «Роди, Боже, пшеницу!» Считалось, что увидеть в Новом году первым мужчину – к счастью, а сопутствующий обряд с крупой – к урожаю. Кроме того, был обычай усаживать детей на порог – чтобы у хозяев хорошо неслись куры и давала приплод скотина.

Обряд поминовения усопших на Святки в форме разжигания ритуальных костров бытовал в Воронежской губернии. Считалось, что таким образом потомки отогревают замерзшие в крещенские морозы кости умерших родственников.

При подготовке статьи использовалась информация издания «Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Выпуск III», Воронеж: Издательство ВГУ, 2005 год.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели