От первого путеводителя до "запрещенного Маркса": в Воронеже стартует выставка к 150-летию Никитинки
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

От первого путеводителя до "запрещенного Маркса": в Воронеже стартует выставка к 150-летию Никитинки

25 января 2014 / просмотров – 2411
Истфакт

О вехах в истории старейшего в области книгохранилища и экспонатах выставки «ГЧ» рассказал главный библиограф отдела краеведения Борис Фирсов.

 

Детище интеллигенции

Публичная библиотека приняла первых читателей 2 февраля 1864 года. Ее появление в Воронеже стало возможным благодаря заботам и трудам местной интеллигенции. Среди «отцов-основателей» учреждения были видный педагог-словесник, публицист Михаил Де Пуле и светило офтальмологии Константин Федяевский.

Свой первый дом библиотека обрела с помощью известного мецената Василия Тулинова. Она заняла флигель его особняка на Большой Дворянской (того самого, на котором сейчас красуется вывеска ЦНТИ –Центра научно-технической информации).  Тогда в фонде учреждения было 2400 книг. Для сравнения: теперь в Никитинке около 3 миллионов единиц хранения.

Для всех сословий

Читальню могли посещать все желающие, независимо от сословия и уровня достатка – вход был свободным. Плату ввели только в 1880-е годы – 3 копейки (столько же стоила буханка черного хлеба).

У первой публичной библиотеки имелась любопытная особенность, которую подметил актер Василий Давыдов, посещавший Воронеж и отразивший этот факт в своих мемуарах. Речь о том, что мужчины и женщины читали литературу в разных залах. Видимо, сей опыт был позаимствован у гимназий, где, как известно, обучение велось раздельно.

От той поры в фонде Никитинки осталось 12 книг: томик «Начертания история» 1829 года выпуска, переводной труд «Введение в науку «ботаника» и другие издания, которые когда-то держали в руках первые читатели. Теперь эта раритетная дюжина хранится в отделе редкой книги.

Что читали до революции?

Благодаря отчетам библиотеки, представленным на выставке, можно проследить, как менялись читательские вкусы. В числе самых востребованных авторов XIX веке был Лев Толстой. Часто спрашивали воронежцы роман Михаила Арцыбашева «Санин». Сейчас о нем никто и не вспоминает, а в свое время это произведение, превозносящее свободную любовь, пользовалось скандальной славой. В начале XX века большой интерес вызывала книга писательницы-феминистки Анастасии Вербицкой «Ключи счастья», по которой была снята первая «мыльная опера». В периодике «лидерами спроса» можно назвать газеты «Дон» и «Воронежский телеграф», в которых находили отражение самые разные аспекты общественной жизни. В 1889 году издания запрашивались 1613 и 1231 раз соответственно.

Знаменитый жертвователь

Показательно, что первые отчеты печатались на страницах «Воронежских губернских ведомостей». Это была своеобразная форма контроля общества за деятельностью учреждения. «Дело в том, что до революции государство вообще не касалось библиотечных дел и в целом учреждений культуры, – поясняет Борис Фирсов, – исключением были императорские учреждения, а все остальное – это или муниципальное самоуправление, или общественная инициатива. Библиотека получала пособие от городской думы и земства. В ее пользу делались пожертвования, в фонд передавались книги из частных библиотек. Присылали свои сочинения писатели. Некоторые дарили целые коллекции…»

В начале XX века в числе знаменитых жертвователей был известный общественный деятель, будущий министр Временного правительства Андрей Шингарев. Тогда его лекции собирали огромную аудиторию, а полученные средства он передал в дар библиотеке.

«Крамольные сочинения»

Любопытный экспонат – списки книг, запрещенных до революции цензурой. «Крамольные сочинения» не изымались у библиотек, но становились недоступными для читателей. Среди «подозрительных» произведений – рассказы, повествующие о бунтаре Стеньке Разине, речь немецкого философа и политического деятеля Фердинанда Лассаля «Программа работников», работа Карла Маркса «Гражданская война во Франции». В свое время запрещались целые журнальные подписки «Отечественных записок», «Современника», поскольку в этих изданиях печатались статьи публицистов революционно-демократического направления, таких как Николай Чернышевский.

Ода «книжному храму»

Особое место в экспозиции занимают издания, в которых отражены сведения о библиотеке. Она упоминается в самой первой книге по истории города «Воронеж в историческом и современно-статистическом отношениях» Григория Веселовского, выпущенной в 1866 году. Сведения о ней как о городской достопримечательности попали в первый путеводитель по Воронежу, изданный в 1901 году в Киеве.

Здесь же можно увидеть юбилейные выпуски, в числе которых – книга по истории учреждения Касьяна Березникова, изданная в 1914 году к 50-летию библиотеки. В ней приводятся не только документальные данные, но и трогательные поздравления читателей в стихотворной форме.

Отважная разведчица

Значительная часть выставки освещает советский период. Альбомы с графиками  показывают постоянный рост читательской аудитории. На старых снимках – работники книгохранилища, изучающие труды Сталина, выступающие в роли агитаторов, читающие лекции…

Особый раздел экспозиции повествует о скорбных и героических событиях времен Великой Отечественной. На одной из фотографий – разрушенное здание учреждения (до войны оно размещалось в Доме губернатора). Среди экспонатов – воинская книжка сотрудницы библиотеки Ады Черечукиной. На фронте она служила разведчицей и не раз выполняла ответственные боевые задания.

Многострадальный проект

Библиотека сменила много адресов, прежде чем обрела «ПМЖ» на главной городской площади. Строили ее нынешний дом долго. Первый проект – в дворцовом стиле – был выполнен еще в начале 1950-х, а ленточку перерезали только в 1964-м. Свою роль в этом сыграла компания против архитектурных излишеств, которую начал в стране Никита Хрущев. Тогда пришлось менять концепцию строения и все затянулось.

Горожане ждали открытия нового здания с нетерпением. На выставке можно увидеть письмо воронежца тогдашнему редактору газеты «Известия» Алексею Аджубею с требованием ускорить строительство.

Дар от Солженицына

С Никитинкой всегда поддерживали связь известные писатели. Сохранилось письмо Анатолия Жигулина сотруднице учреждения, занимавшейся библиографированием его сочинений. В послании, датированным 1963 годом, он просит дополнить список ещё двумя статьями. Поражает каллиграфический почерк Жигулина. Теперь, когда мы привыкли печатать тексты на компьютере, такие идеально выведенные буквы редкость…

Не менее интересно письмо Александра Солженицына, написанное в 1997-м. В нем он предлагает принять в дар комплект своего 20-томного собрания сочинений. При этом писатель подчеркивает: «Воронежская земля – родина моих предков* и у самого меня осталось теплое воспоминание об осенних днях 1994 года, проведенных в вашем городе…»

Все это – лишь малая толика из представленных материалов. Лучший способ узнать больше о старейшем воронежском книгохранилище – посетить экспозицию «Служение книге» в Никитинке. Выставка, размещенная в лекционном зале, будет работать в течение года.

 

*Данные о воронежских корнях писателя нашел историк Владимир Загоровский, о чем Солженицын был поставлен в известность. В октябре 1994-го он посетил наш город.

«Тома тяжелые (по килограмму каждый)…»

Из письма Александра Солженицына:

«Друзья и коллеги! Прошу вас принять в дар для вашего читального зала и активного употребления (не парадного стояния) комплект моего 20-томного «вермонтского» собрания сочинений. …

Воронежская земля – родина моих предков и у самого меня осталось теплое воспоминание об осенних днях 1994 года, проведенных в вашем городе. Мои теплые пожелания вашим читателям…

P.S. Тома тяжелые (по килограмму каждый). Они в одном запечатанном ящике. Когда случится у вас оказия в Москву ваш представитель может (…) получить собрание в моем литературном представительстве…»

В честь поэта Ивана Никитина библиотека была названа в 1963 году. Известно также, что на заре советской власти она носила имя известного политического деятеля Якова Свердлова. Но в документах 1930 годов в названии учреждения фамилия Свердлов уже не упоминается.

Билет №1, выписанный Владимиру Шапошнику, можно увидеть на выставке в Никитинке. Это был первый читатель библиотеки после переезда её в новое здание в 1964 году. Владимир Алексеевич – Заслуженный деятель науки РФ, профессор ВГУ.

ФОТОГРАФИИ АЛЕКСАНДРА ТОМИЛИНА.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели