Объединяющее начало нации: О патриотическом воспитании в России
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Объединяющее начало нации: О патриотическом воспитании в России

20 июня 2018 / просмотров – 974
Образование

«Как воспитать любовь Родине?» – задавался вопросом российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев. Поиски верного решения ведутся и сегодня. Сейчас в нашей стране выработан общий курс патриотического воспитания граждан – действует профильная госпрограмма. При этом каждый регион ведет еще и самостоятельную политику в данной сфере. В прошлом году в Госдуме предложили объединить разрозненные практики и сформировать более совершенную систему патриотического воспитания граждан. Работа над законопроектом продолжается в текущем году, уже осенью документ будет рассмотрен в первом чтении. Насколько успешно сегодня реализуется патриотическая политика в нашей области – корреспонденты «ГЧ» разбирались вместе с департаментом образования и учителями школ.

Связь поколений
Интерес воронежской молодежи к истории своей Родины, уважение к ее культуре и традициям прививается в соответствии с региональным законодательством и госпрограммой «Патриотическое воспитание граждан России, проживающих на территории Воронежской области, на 2016-2020 годы». Помимо органов власти и учебных учреждений к этой работе подключились и общественные структуры – областной совет ветеранов, отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Воронежской области, а также представители поисковых объединений, Военно-воздушной академии имени профессора Жуковского и Гагарина и других организаций.

С целью формирования у воронежцев осознанной гражданской позиции, воспитания высокой нравственности проводятся такие масштабные патриотические акции и мероприятия, как «Лес Победы», «Георгиевская ленточка», а также «Бессмертный полк», в котором, например, в этом году участвовало более 80 тысяч человек по всей области.
С 2016 года в регионе также стартовало общественное движение «Волонтеры Победы», ставшее преемником Всероссийского волонтерского корпуса 70-летия Победы. Как отмечают в департаменте образования, работа объединения – это личная история каждого, чья память о вкладе его родных и близких в Великую Победу больше, чем просто память. Тысячи людей всех возрастов с различными политическими взглядами, разных религиозных конфессий, объединяемые пониманием цены Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, провели 32 всероссийские акции, помогли тысячам ветеранов, а также привели в порядок 80 тысяч памятных мест.

Помимо прочего Воронежская область вошла в число 11 регионов страны, реализующих проект «Эстафета поколений», направленный на взаимодействие ветеранских организаций с волонтерскими объединениями. Как подчеркивает временно исполняющий обязанности руководителя департамента образования и молодежной политики Олег Мосолов, это не просто важное, но веховое событие.

«Мы сформулировали три принципа проекта «Эстафета поколений». Во-первых, это системность – важно не только раз в год вспоминать о великих событиях нашей истории, но ежедневно не забывать, что рядом с нами живут люди, которые являются живыми носителями той самой истории, и помогать им. Второй принцип – взаимодействие между поколениями. И третий – наставничество, которое имеет место и между людьми одного поколения».

«Фундамент патриотического воспитания закладывается семьей»
Наряду с другими основополагающими ценностями – добротой, человеколюбием, милосердием, отзывчивостью – любовь к Отчизне и чувство причастности к родной стране воспитывается в детях с самого младшего возраста. Вместе с родителями эту ответственную миссию, прежде всего, выполняют педагоги в школах. На протяжении 11 лет знакомят ребят с традициями и культурой народа, а также открывают страницы истории. Так, например, большое внимание уделяется изучению Великой Отечественной войны.

«Мы растем на этом, учимся у наших прадедов. Нужно перенимать их опыт и передавать знания следующим поколениям, чтобы память о событиях Великой Отечественной войны не ушла в забвение так же, как память об Отечественной войне 1812 года. Ведь мы вспоминаем о ней только по большим праздникам, – отмечает учитель географии, руководитель музея истории «Подвиг» в СОШ № 14 Алла Плохотнюк. – Пока еще живут люди, которые могут нам рассказать о том, что было, когда открываются архивы, и мы имеем к ним доступ, нужно пользоваться предоставленными возможностями, изучать самим и делиться с остальными. Благодаря этому подрастающее поколение будет с большей ответственностью относиться к службе в армии, к охране своей страны».

Всего на базе воронежских школ работает 340 музеев и 133 военно-патриотических клуба и объединения. На сегодняшний день в области также действует 123 юнармейских отряда, в них занимаются более 2300 человек 

При этом, как отмечает Алла Сергеевна, чтобы ребенку было легче воспринимать историю страны, родители должны помочь ему подготовиться – рассказать о ключевых событиях на примере собственной семьи.

«При работе с детьми замечаю, что у многих есть пробелы: ребята не знают своих предков. В лучшем случае могут назвать имя дедушки, не говоря уже о прадедушке и прабабушке, которые были участниками войны, – подчеркивает педагог. – Фундамент патриотического воспитания закладывается семьей, и если он есть, дети с интересом слушают наши рассказы, подхватывают, делятся своими знаниями, пытаются найти больше информации. Тогда в целом работа идет лучше. Когда же перед учителем чистый белый лист, увлечь ребенка значительно труднее. В таких случаях мы открываем ученикам страницы нашей истории и обязательно просим поговорить дома с бабушкой или дедушкой, узнать об их родителях».

Знакомство с прошлым также проходит при непосредственном общении с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных военных конфликтов. В школе № 14 такие встречи проходят регулярно. Помимо этого, ребята часто выезжают на места боевой славы Воронежской области, посещают музеи и даже сами участвуют в раскопках и поисках экспонатов для школьной выставки.

«Многие мальчишки до сих пор находят какие-то осколки от снарядов. У меня также были ученики, которые целенаправленно вели поисковую операцию в Шиловском лесу. В итоге наша экспозиция была дополнена крышечками от снарядов, патронами, и даже саперной лопаткой, – поясняет Алла Плохотнюк. – Кроме того, вместе с активом музея мы ищем и изучаем новую информацию, чтобы потом доступно донести ее до учащихся младших классов. Так, ребята не только участвуют в исторических и патриотических конкурсах и мероприятиях, но и сами проводят экскурсии по нашему музею, устраивают классные часы. Детям это действительно интересно».

Доброе слово поддержки
Воспитывая ответственного гражданина страны и просто Человека с большой буквы, преподаватели вкладывают в учеников свою душу, отдают им всю любовь. Вовремя сказанные слова одобрения, строгое наставление или мудрый совет, засевший в сознании, – порой понимание того, как сильно повлиял школьный наставник на нашу жизнь приходит уже после выпуска. И, к сожалению, не всегда есть возможность лично передать слова благодарности любимому учителю.

Уже более 10 лет Центр Галереи Чижова помогает воронежцам не только формировать народный рейтинг педагогов, но и выразить им свою признательность. Конкурс «Любимый учитель» предоставляет возможность высказать свое мнение о преподавателях самым объективным и заинтересованным экспертам – школьникам, выпускникам и их родителям, – тем самым давая оценку качеству работы специалистов сферы образования.

Оставляя свои голоса и отзывы на сайте конкурса, выпускники школ, нынешние учащиеся и их родители поддерживают любимых преподавателей в борьбе за главный приз – звание лучшего работника образования и модный шопинг в Центре Галереи Чижова на сумму 50 000 рублей. Для призеров и лауреатов проекта организаторы по традиции подготовили более 50 ценных подарков.

Найдите своего любимого учителя в числе участников на сайте uchitel.glch.ru и проголосуйте за него до 16 сентября.

Справка «ГЧ»

В ноябре прошлого года в нижнюю палату парламента поступил законопроект о патриотическом воспитании граждан. Инициатива получила широкое обсуждение экспертов и неоднозначную оценку правительственной комиссии. По мнению представителей кабмина, документ, предлагающий ввести единообразный подход к формированию системы патриотического воспитания в стране, еще недоработан, и не может быть согласован в представленной версии. В частности, в нем не указаны конкретные механизмы реализации положений закона, а часть предложенных мер уже регулируется другими нормативными правовыми актами, например, законом «Об образовании». В этой связи было принято решение сформировать рабочую группу, которая к осени этого года подготовит новую редакцию законопроекта с учетом всех поступивших замечаний.

Отметим, что законодательной инициативой обозначаются основные цели, направления и задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания в Российской Федерации, в том числе устанавливаются его правовые и организационные основы. Согласно законопроекту, достижению главной цели – укоренению в обществе основ патриотизма как приоритетных духовно-нравственных и социальных ценностей – будет способствовать решение ряда ключевых задач. Например, документом предполагается формирование у граждан общероссийского национального самосознания, приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, а также создание конкретных условий для повышения социальной ответственности, проявления патриотизма и достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга.

Екатерина Мельникова
239-09-68
36glch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели